Слово в защиту пластиковых карт для автовладельцев
Резник Владислав Матусович
Председатель комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку третьего, четвертого, пятого созывов до 04.12.2011 г.
|
Как внесенный на рассмотрение в Думе законопроект о выдаче "карт обязательного страхования", которыми водители смогут на месте нарушения правил дорожного движения (ПДД) оплачивать штраф безналичным путем, отразится на интересах российских автовладельцев?
Законопроект, который предлагает выпустить в России карты обязательного страхования, широко обсуждается. Мною предложены поправки в закон № 40-ФЗ от 25.04.2002 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО). В соответствии с ними штрафы за нарушение правил дорожного движения можно будет платить не только через квитанции, как это делается сегодня, но с помощью пластиковых карт на месте. Для этого машины ГИБДД будут оснащены специальной аппаратурой.
Карта будет выдаваться вместе с полисом ОСАГО. А банк должен кредитовать водителя, если штраф окажется выше остатка на карте. На ней планируется хранить историю нарушений автовладельца, и если он задолжал, то продленного полиса ОСАГО не получит. Эти поправки отвечают международным тенденциям, направленным в том числе против коррупции - в развитых странах наличными платят лишь в исключительных случаях, в основном же используют кредитки.
У поправок появились противники, суть возражений которых сводится к тому, что поправки удорожают полис и якобы нарушают презумпцию невиновности автовладельца. Уместно заметить, что удорожание полиса из-за прикладываемой пластиковой карты - это забота только страховщиков. Кроме того, предлагается, что только получение карты обязательно, а ее активация в банке и платежи штрафов - добровольное дело автовладельцев. Вручение же этой карты заведомо в ряды нарушителей водителей ничуть не ставят.
Просто тот, кто не хочет портить себе жизнь протоколами и квитанциями, должен будет активировать карту и либо положить на нее какую-то сумму, либо кредитоваться. Поправки на добровольных началах всего лишь призывают хранить деньги на случай штрафа в банке. Никто ни в чем заведомо не обвиняется - есть статистика, из которой следует, что среднестатистический безымянный водитель правила иногда нарушает.
Излишни также опасения, что процент за кредит по этой "штрафной" карте будет грабительским. Предполагается участие на этом рынке не одного банка, а банковского пула. Добавлю, что банки будут иметь здесь дело с автовладельцами, а это достаточно сплоченный социальный слой нашего населения.
Уверен, что в случае принятия поправок в закон № 40-ФЗ "Об обязательном страховании..." водители получат удобный и цивилизованный метод уплаты штрафов, которые, главным образом, из-за волокиты сегодняшней процедуры оплаты собираются в половинном размере от суммарно наложенных. А нарушителям по той же причине приходится иметь дело с судебными приставами.