Как коллекторское агентство может быть полезно страховой компании в работе с проблемными активами? В чем преимущества использования услуг коллекторского агентства по сравнению с самостоятельной работой с задолженностью и каков реальный экономический эффект передачи данной функции внешнему исполнителю на аутсорсинг?
Проблемные активы – это головная боль многих руководителей. Чаше всего с ней сталкиваются банки, лизинговые компании и, конечно, страховые компании. И если для банков и лизинговых компаний уже давно разработаны механизмы работы с проблемной задолженностью, то для страховых компаний в условиях снижения спроса на страховые услуги только недавно остро встала необходимость ускоренной отработки проблемной задолженности.
Большинство страховых компаний не меняет подход к задолженности своих страхователей по оплате страховых взносов, и осуществляет эту работу силами своих внутренних подразделений. Не желая портить отношения со своими клиентами, страховщики ограничиваются написанием претензии и дальнейшим ожиданием оплаты. Обращение страховщика в суд за взысканием причитающихся взносов – совсем единичные примеры.
Совершенно иначе обстоят дела с иным видом проблемной задолженности страховщиков – суброгацией. Судебные органы рассматривают подобные иски едва ли не чаще, чем иски банков к своим должникам-неплательщикам.
В результате российский страховой бизнес определил три основных метода работы с проблемными суброгационными долгами.
Первый и наиболее распространенный метод – создание собственных отделов по взысканиям. Однако, как для банков работа с должниками не является профильным бизнесом, так в страховых компаниях общение с должниками чаще лишь отвлекает сотрудников от своего прямого направления – продажей и обслуживанием страховых продуктов. Ни вложения в IT-технологии, ни увеличение своих Call-центров для «обслуживания» должников, не привели к желаемой отдаче от этих вложений. Дополнительные затраты, связанные с содержанием этого механизма по взысканию, могут позволить себе крупные страховые гиганты.
После попыток создания и развития таких внутренних отделов работы с должниками (иногда, кстати, очень эффективно функционирующих), многие страховые компании пришли к необходимости сокращения своих издержек, обслуживающих непрофильный бизнес, и передаче проблемных долгов для отработки внешним контрагентам (аутсорсинг). Здесь возникла новая проблема. Российский коллекторский рынок, выделяя приоритетным заказчиком банковский сектор, не рассчитывал на быстрое увеличение спроса страховых компаний. Из большого (на сегодняшний день) числа коллекторских организаций, лишь единицы специализируются на суброгационных долгах. Резкий спрос на коллекторские услуги со стороны страховых компаний пришелся на конец 2009 года, когда страховщики старались реализовать свою проблемную задолженность до закрытия финансового года.
Третий метод, позволяющий получить самый быстрый эффект от суброгационных долгов - их продажа по договору цессии. Этот путь борьбы с проблемными суброгационными долгами получил активное развитие также в конце 2009 года, хотя зарождался он с 2006 года – именно тогда сформировалась судебная практика, позволяющая страховщикам продавать свои права требования сторонними организациям. Однако страховщики столкнулись с той же проблемой – лишь немногие коллекторы готовы заплатить приемлемую цену. Если банки продают свои просроченные долги за 1 – 1,5 %, то страховщики хотят выручить не менее 10 – 20 %. А если продается суброгационное право, по которому должником выступает другой страховщик – сумма продажи может достигать 50 %.
Выкуп таких долгов будет выгодным только коллекторам, специализирующимся на страховых долгах. Например, ГК Центр долгового управления, являясь на сегодняшний день крупнейшим страховым коллектором, выкупает долги у страховщиков менее чем за 10 %, а долги к другим страховщикам за 40 - 50 %.
В новых экономических реалиях, спрос на услуги коллекторов становится более осознанным. Так отзыв и приостановка лицензий надзорными органами у некоторых страховщиков обусловили увеличение рассматриваемых в РСА дел о компенсационных выплатах. Срок рассмотрения заявлений и претензий в РСА составляет от 4 до 6 месяцев. Коллекторы отметили за последний год рост спроса на услуги по получению компенсационных выплат в кратчайшие сроки.
Увеличение спроса на услуги коллекторов обусловило наметившуюся специализацию коллекторских агентств на банковском бизнесе, страховом, а также работе по возврату просроченной задолженности в сфере ЖКХ, рынке сотовой связи, услуг Интернет-провайдеров. Сегодня без преувеличения можно говорить о серьезных предпосылках к укрупнению коллекторского бизнеса, о том, что его развитие будет идти по пути повышения качества, предоставляемых услуг, сокращению сроков реализации долгов.
За последний год у лидеров коллекторского рынка сформировались четкие и прозрачные стратегии. Например, наша компания занимается укреплением позиций в регионах, развивает сеть филиалов. Для клиентов это означает учет региональной специфики при организации работы по взысканию долгов, существенное сокращение издержек заказчиков, связанных с оплатой командировочных и почтовых расходов сотрудников коллекторских компаний.
Страховщики рано или поздно сформируют свою позицию в сфере работы с проблемными долгами. Однако уже сейчас понятно, что с учетом возрастающих требований к повышению эффективности бизнеса, ключевым фактором при принятии решения станет не только размер получаемого дохода, но и время, затраченное на его получение.