Страховщики и РСПП – противостояние по ОПО продолжается
Янов Вадим Эдуардович
Председатель правления страховой группы «СОГАЗ» до 05.04.2011 г.
|
Чем объяснить решение Правления РСПП об отклонении законопроекта об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов (ОПО)? Как будет теперь строить свою работу межведомственная рабочая группа РСПП и ВСС по этому законопроекту?
После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС Правительство всерьез озаботилось вопросом принятия законопроекта об обязательном страховании ОПО. По поручению Премьер-министра России началась соответствующая работа и в Госдуме, и в ВСС, и в РСПП. Для того, чтобы прийти к консенсусу между ВСС и РСПП была создана совместная рабочая группа, которая должна была доработать законопроект, сняв все противоречия между ВСС и РСПП. Однако в результате состоялось всего два заседания этой группы: учредительное и ликвидационное.
На первом все попытались договориться о совместной работе над законопроектом, страховщиками была проведена большая работа, учтено более ста замечаний Администрации Президента, Правительства, различных ведомств, а также самих промышленников, например, о включении в список страхуемых лиц работников самого предприятия. Основные претензии РСПП касались устаревшего финансово-экономического обоснования законопроекта. Мы соглашались с тем, что ФЭО требует уточнений и предлагали, чтобы его доработкой занималось Правительство, поскольку именно оно утверждает тарифы на страхование. Однако представители РСПП сомневались в возможности Правительства разработать новое ФЭО. Но в целом от конструктивной работы над законопроектом поначалу никто открыто не отказывался.
Однако уже после первого заседания рабочей группы Глава РСПП г-н Шохин написал в Правительство письмо, в котором заявил, что закон о страховании ответственности по ОПО не нужен и Госдума должна его отклонить. Получается, что с одной стороны, мы совместно работаем над законопроектом, а с другой – руководитель РСПП от имени рабочей группы заявляет, что такой законопроект не нужен. С этого момента деятельность межведомственной рабочей группы фактически прекратилась, поскольку потеряла всякий смысл.
Что касается, аргументов, озвученных РСПП, то они носят демагогический характер и не выдерживают никакой критики. Так, например, утверждается, что объема собираемой сегодня страховой премии по закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», – а это около 2,5 млрд рублей в год, – вполне достаточно для компенсаций на уровне тех, что были выплачены семьям погибших и пострадавших при аварии на СГ ШЭС, то есть до 2 млн рублей в случае гибели человека. Мне, как страховщику, очевидно, что для такого утверждения нужно иметь полную статистику по сбору премий и по убыткам на ОПО и гидроэлектростанциях за последние 3-5 лет, а ее нет. Если взять данные Ростехнадзора, то в 2007 году такие выплаты должны были бы составить значительно больше собранной по рынку премии.
К сожалению, РСПП отражает интересы только крупных промышленников, которые в принципе имеют средства для возмещения ущерба пострадавшим от аварий. Впрочем, еще больше они, как показывает практика, рассчитывают на помощь государства. Но ведь закон рассчитан на всех, а далеко не все аварии на ОПО оказываются в центре внимания общественности и, соответственно, не все руководители предприятий могут рассчитывать на выделение бюджетных средств для ликвидации последствий таких аварий. К примеру, в любом небольшом городе с населением в несколько тысяч человек есть свой хладокомбинат, построенный еще в советское время и работающий на аммиаке. Его утечка автоматически приводит в эвакуации всего населения. И это не говоря об авариях на объектах, принадлежащих среднему и мелкому бизнесу, у которых просто нет средств, чтобы компенсировать подобный ущерб. РСПП на это внимание обращать не хочет.