Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


II Евразийский Актуарный Конгресс
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  ОСАГО, Антимонопольная политика, Автострахование
Ситуация в ОСАГО – позиция ФАС
Бондарева Юлия Эдуардовна
Начальник управления контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы (ФАС)
страхование сегодняСтабилизировалась ли ситуация в отношении недобросовестных методов конкуренции в сфере ОСАГО? Какие спорные ситуации рассматривались ФАС, какие тенденции выявлены?

На сегодняшний день сектор ОСАГО остается одним из наиболее проблемных в части соблюдения норм антимонопольного законодательства.

Один из последних примеров – обращение компании АЙНИ, официально направленное в адрес ФАС и рассматриваемое нами в рамках действующего регламента. В отношении этой компании были инициированы действия ряда страховщиков, которые одномоментно, в течение 1-2 дней разорвали с ней договоры о представлении интересов по урегулированию в регионах РФ. Сама компания посчитала это сговором против нее, но наша задача в том, чтобы выслушать и противоположную сторону. Для выяснения подробностей с представителями компании АЙНИ была проведена встреча, кроме того, мы обсуждали эту проблему с руководством РСА, и разбирательство еще не закончено. Возможно, по результатам расследования будет обнаружено, что данная ситуация – это следствие неких договоренностей о действиях в едином интересе. Штрафные санкции для страховщиков достаточно велики (4% от годового оборота). Позиция этих компаний обосновывается тем, что якобы АЙНИ – страховщик, который ведет недобросовестную практику, поэтому они расторгали с ним отношения, чтобы защитить себя и оздоровить ситуацию на рынке. Но для ФАС в таких действиях очевидно правило, что подобными благими намерениями вымощена дорога в ад. Если компаниям хочется остановить конкурента, который якобы себя недобросовестно ведет, это возможно и нужно делать законными методами.

Очень острая проблема связана с ограничением выдачи бланков полисов по ОСАГО со стороны РСА. На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом: есть два разных инструмента – квотирование и приостановление отгрузки бланков полисов. Квотирование, с точки зрения нашего ведомства, интересно тем, что здесь количество выдаваемых бланков определяет Президиум РСА, и есть устанавливающий это документ РСА. При этом сам Президиум РСА формируется таким образом, что решения в нем фактически принимаются тем страховыми компаниями, которые имеют наибольшую долю на рынке. И на поверхности выглядит это именно таким образом, что лидеры рынка распределяют будущую долю других компаний, могут ее контролировать и влиять на потенциальный рост доли своих конкурентов. В этом смысле ситуация, по нашему мнению, очень нехорошая, потому что законом «О защите конкуренции» запрещено делить рынок по параметру объемов, а здесь похожие признаки усматриваются.

Другая проблема связана с тем, какие методы расчета этих квот применяются. Например, есть такое правило, что та компания, у которой больше филиалов, имеет право на получение большего количества бланков. Хотя число филиалов, даже если идти по этому пути, совсем не показательно, все определяет агентская сеть. По закону только акционеры и менеджмент компании могут планировать увеличение бизнеса, новые продажи в будущем периоде. А ограничивая выдачу бланков, РСА тем самым пытается вмешиваться в управление бизнесом. И опять же все это делается под благим предлогом, априори предполагая, что все, кто берут полисы, могут быть мошенниками.

Страховщики говорят нам, что есть и другие способы контроля, которые можно и нужно обсуждать. Во всяком случае, никто не возражает, например, против приостановления отгрузки бланков полисов в случаях, когда есть сигнал от Росстрахнадзора о том, что в адрес компании поступает слишком много жалоб, и что у нее отрицательные показатели финансовой устойчивости и ожидается применение к ней административных мер. У РСА есть свои интересные предложения по объективным показателям, не зависящим от объемов компаний, которые можно было бы применять для принятия таких решений.

Нами были проведены официальные совещания по квотированию с представителями РСА и ФССН, где каждая организация высказала свою позицию, в целом, соглашаясь с тем, что действительно нужно принимать меры, отказываться от квотирования и проводить контроль за использованием бланков строгой отчетности в иных, более приемлемых, понятных и открытых для всех страховщиков формах. Ведь сами страховщики за то, чтобы контроль за оборотом бланков строгой отчетности сохранялся. Но затем, к сожалению, последовало достаточно решительное и резкое заявление руководства РСА о том, что ничего не будет меняться, что квотирование сохранится. И вопрос становится критичным, поскольку если ситуация не изменится, ФАС обязан будет принимать меры. В любом случае, у нас сейчас готовятся документы к возбуждению дела, но они идут обычным чередом, мы с ними не торопимся. Задача ФАС – быть на страже конкуренции и разумных методов конкуренции. Для этого мы рассчитываем коэффициенты концентрации на рынке, мы видим динамику рынка и отслеживаем настроения страховщиков и страхователей... Вот и в вопросе квотирования актуальна та же самая позиция: надзор за бланками должен быть, но осуществлять его следует методами, которые бы не разрушали конкурентную среду.

Сегодня в Думе готовится законопроект изменений в закон об ОСАГО в части квотирования полиса. Мы полагаем, что если этот законопроект будет принят, он будет нарушать принципы конкуренции, при сохранении условия принятия в Президиум на основе показателя доли на рынке. Недавно ФАС участвовал в судебном процессе по вопросу работы агентов по ОСАГО и его выиграл. Практика фиксированной величины вознаграждения агента 10 % по ОСАГО была признана судом незаконной.

ФАС всегда поддерживал идею введения прямого урегулирования на рынке ОСАГО, считая, что это сильно продвинет вперед вопросы конкуренции. Сейчас процесс пошел и компании начинают реально конкурировать, когда потребитель обращается за возмещением к своему страховщику. Если же сделать обращение в свою компанию безальтернативным, чтобы автовладелец мог обращаться только туда, это было бы еще более правильным. Мы считаем, это тот путь, по которому следует идти, в нем есть явное развитие.

Еще один спорный вопрос - вводить или не вводить ценовую конкуренцию по ОСАГО. Мы считаем, что вводить ее нужно, но в разумных пределах и поэтапно. Должен быть введен ценовой коридор, ограничивающий, прежде всего, верхний предел цены, поскольку интересы страхователей-частных лиц не должны страдать. Ценовая конкуренция в ОСАГО неизбежна, страховщиков подталкивает к этому жизнь, но они хотят иметь возможность снижать ее легально, а не компенсировать что-то за счет других видов. А вслед за ценовой конкуренцией могла бы начаться коррекция поведения участников рынка, предложение лучшего сервиса, и рынок бы оживился. Понятно, что при этом нужно контролировать нетто-ставку и формирование резервов. Положительно то, что в сфере ОСАГО государственные органы (и Минфин, и Росстрахнадзор) перешли от слов к делу, и уже в законопроекте мы видим предложение о введении предельных уровней ставки, что раньше обсуждалось только в кабинетах.

Конечно тот факт, что 40 страховщиков ушло с рынка ОСАГО, говорит о том, что конкуренция, безусловно, обострилась. Я думаю, нормальная естественная реакция рынка на последние события будет в том, что круг его участников сузится. Может быть, когда-нибудь там вообще останется 10 страховщиков, кому-то придется отказаться от этого бизнеса, а кто-то сможет развиваться. Число оставшихся само по себе не так важно, главное, чтобы мы пришли к нему рыночными методами. Но оно не должно быть только следствием решения какого-то госоргана либо сговора страховых организаций.


23 июля 2010 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Антимонопольная политика, Автострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 6.58 (голосовало: 33 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: