Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Второй Евразийский Актуарный Конгресс Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


II Евразийский Актуарный Конгресс
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Динамика рынка, Исследования, Тенденции, Игроки
Российское страхование в 1 полугодии 2010 года
Амелькин Дмитрий Николаевич
Начальник управления стратегических проектов ОСАО «Ингосстрах»
страхование сегодняКак Вы можете прокомментировать опубликованные ФССН показатели работы российских страховщиков за первое полугодие 2010 года? О чем говорят результаты развития страхового рынка в данном периоде?

По результатам 1 полугодия 2010 года на страховом рынке отмечается прирост сборов на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (без учета ОМС). Основными сегментами-драйверами роста стали ОСАГО и ДМС (9% и 11% прироста соответственно).

Главным фактором роста рынка ОСАГО является повышение региональных коэффициентов с марта 2009 года, которое привело к существенному увеличению сборов в первые месяцы 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. При этом, если в 1 квартале премия по ОСАГО выросла на 12% по отношению к 1 кварталу 2009 года, то во 2 квартале 20010 года наблюдается рост уже только на 7% по отношению ко 2 кварталу 2009 года.

Рынок автокаско при этом продемонстрировал падение сборов на 7%. Основными причинами этого падения, на наш взгляд, являются следующие. Во-первых, по-прежнему сохраняется низкий уровень продаж новых автомобилей: в целом по РФ продажи новых авто выросли в 1 полугодии 2010 года только на 3% по отношению к 1 полугодию 2009 года, главным образом, за счет роста продаж отечественных автомобилей по госпрограмме утилизации старых авто. По иномаркам же наблюдается снижение продаж (на 4% по отношению к 1 полугодию 2009 года). Во-вторых, отмечается изменение структуры рынка в сторону более дешевых автомобилей, в первую очередь, за счет государственных мер поддержки отечественного автопрома. В-третьих, снижен объем премий, приходящих через кредитный канал, так как кредитные договоры, заключенные в предкризисные 2007-2008 годы подходят к концу, а новый объем выданных кредитов пока что еще не может их компенсировать.

С точки зрения поведения страховых компаний на рынке розничного страхования, можно отметить существенный прирост сборов у ряда лидеров рынка. В условиях падения рынка каско это означает, что страховщики, показавшие положительную динамику, прирастали за счет перехода клиентов из других страховых компаний. И главный вопрос, который здесь возникает: насколько хороший портфель был набран? Если посмотреть на результаты работы первых 20 компаний, то можно отчетливо понять, из каких компаний уходили эти клиенты. А объем падения сборов таких компаний, говорит, скорее, не о неосмысленной потере клиентов, а о преднамеренной санации портфеля.

Кроме того, не стоит забывать, что во многом демонстрируемый в первом полугодии рост у ряда страховщиков - это лишь частичное восстановление после потерь 2009 года.

Рынок ДМС показал по результатам полугодия рост на 11%. Тенденция к росту была очевидна еще по результатам первого квартала. Основной причиной роста данного рынка является увеличение тарифов страховщиками (по причине отрицательной рентабельности данного бизнеса практически у всех страховщиков в 2009 году). Важно отметить, что и в этом сегменте перераспределение портфеля между страховыми компаниями - достаточно распространенная тенденция, которая наблюдается последние несколько лет. Страхователи, пытаясь найти более дешевое предложение, идут на смену страховой компании, а страховая компания, не всегда понимая убыточность данного клиента, дает ему необоснованный тариф. Через год, подсчитав финансовый результат, страховая компания поднимает тариф, а страхователь опять пытается найти более дешевые предложения на рынке. Скорее всего, такое поведение продлится на рынке еще пару лет. За этот период страхователи, поработав с несколькими страховыми компаниями, станут больше осознавать разницу в сервисной составляющей между страховщиками, а страховщики будут более аккуратны при подходах к тарификации.

Рынок огневого корпоративного страхования показал прирост на уровне около 3%, однако выводы о восстановлении данного сегмента рынка делать пока рано. Количество клиентов не растет, а тарифные ставки в первом полугодии еще продолжали падать, хотя темпы их падения очевидно замедлились. В целом, такой незначительный объем роста, скорее всего, объясняется увеличением объемов кэптивного страхования, которое было существенно сокращено в кризисный 2009 год, а сейчас восстанавливается, по мере увеличения бюджетов на страхование крупных корпораций.

Убыточность данной линии бизнеса растет за счет снижения тарифов, но в отличие от розничного бизнеса, частота наступления страховых случаев здесь значительно меньше, поэтому рынок полностью ощутит последствия своего слишком либерального подхода к тарификации еще через 2-3 года. Не стоит также забывать о другой особенности российского рынка корпоративного страхования – повышенном уровне расходов на аквизицию. Страховые премии изначально завышаются на значительный размер комиссии (под 30%), которые потом возмещаются страхователям. Такая комиссия существенно завышает размер реального рынка.

В 1 полугодии 2010 года произошло, наверное, самое большое перераспределение портфелей между страховыми компаниями, в корпоративном страховании за последние годы. Сразу несколько крупных клиентов сменили страховщиков, что привело к существенному изменению долей рынка. Однако более детальный анализ показывает, что привлечение таких клиентов требует существенных расходов на аквизицию, и экономический эффект не всегда является положительным.

Рынок страхования ответственности продемонстрировал рост за счет законодательных инициатив по страхованию СРО. На данный момент этот сегмент рынка показывает очень хорошую рентабельность, поэтому конкуренция здесь достаточно жесткая. Рынок страхования ОПО из-за снижения ставок продемонстрировал снижение сборов на 7%, сборы по страхованию ответственности по госконтрактам снизились на 4%. Наибольший прирост премии демонстрирует добровольное страхование автогражданской ответственности (+23%).

Рынки агрострахования и страхования грузов по-прежнему содержат значительный элемент схемного страхования, поэтому не стоит делать вывод об их тенденциях. Согласно показателям за 1 полугодие 2010 года, рост рынка страхования грузов составил 20%, тогда как рынок агрострахования снизился на 16%.

Если говорить об изменении долей рынка среди основных игроков, то при анализе необходимо учитывать фактор изменения структуры рынка. По результатам полугодия сложилась весьма необычная ситуация, когда один существенный сегмент рынка падал (автокаско), притом что значительная часть рынка росла (ОСАГО, ДМС). Поэтому страховщики, наиболее сильно представленные на рынке автокаско (как, например, Ингосстрах), автоматически потеряли общую долю на рынке только за счет уменьшения рынка каско, и наоборот, компании-лидеры на рынке ОСАГО (Росгосстрах) или медицины (СОГАЗ), увеличили свою долю за счет прироста данных сегментов в структуре рынка.

Говоря о лидерах рынка, можно отметить рост доли группы Росгосстрах, который в основном произошел благодаря приросту по направлению автокаско, ОСАГО и огневому страхованию, с одновременным падением доли на рынке страхования военнослужащих. Прирост в огневом сегменте, отчасти объясняется приходом на сострахование одной из крупнейший российских сырьевых компаний. Потери компании в обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих связаны с переходом части портфеля в МАКС.

Рост доли РЕСО объясняется примерно одинаковым влиянием увеличения сборов по каско, ОСАГО и ДМС. Однако если посмотреть на динамику за несколько лет, то по официальным статистическим данным ее общая доля на рынке по результатам первого полугодия 2010 года меньше аналогичного показателя 2007 года.

Аналогичная ситуация с ВСК. При весьма существенном росте, по сравнению с прошлым полугодием, уровень сборов и доли рынка пока что не вышел на показатели докризисного полугодия 2008 года.

Группа СОГАЗ, в свою очередь, стабильно наращивает долю рынка в последние годы. Рост, по сравнению с прошлым годом, в основном, вызван существенным ростом доли на рынке огневого корпоративного страхования. Одним из факторов данного роста является переход нескольких крупных страхователей из портфеля компании «Альфастрахование»: «Холдинга МРСК» и ФСК ЕЭС. Одновременно растет доля СОГАЗ на рынке обязательного страхования военнослужащих за счет страхования Федеральной службы исполнения наказаний и ФСО.

К сожалению, официальная статистика не позволяет определить влияние кэптивного страхования на изменение доли рынка группы СОГАЗ.

Доля рынка СК «Альфастрахование» несколько снизилась, по сравнению с прошлым полугодием. Основной фактор - уже упомянутый выше уход крупных клиентов в СОГАЗ.

Так же заметно упала доля рынка компании РОСНО, что, в основном, связано с потерей крупного клиента по огневому страхованию.

Ряд ведущих российских страховых компаний уже опубликовали свою отчетность за 6 месяцев 2010 года. Анализ этих данных показывает, что прибыльность страховщиков имеет тенденцию к снижению. Именно поэтому некоторые страховые компании уже начали санацию своих портфелей, другие же, наоборот, набирают объемы бизнеса. Но не позднее, чем через год, они тоже столкнутся с проблемой рентабельности данного портфеля. Так что вполне вероятно, что в 2011 году мы увидим обратную картину: те, кто набирал портфель в 2010, будут его санировать в 2011 году.


20 августа 2010 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Исследования, Тенденции, Игроки
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.13 (голосовало: 38 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: