Проиграют все
Бирюков Владимир Евгеньевич
Генеральный директор «АФМ Страховые консультанты и брокеры», председатель правления Ассоциации профессиональных страховых брокеров и консультантов
|
Страсти вокруг "автогражданки" накаляются. После месяца действия закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) против него высказались главы обеих палат российского парламента. В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий отмену ОСАГО. В чем причина происходящего и к каким последствиям все это может привести?
К глубокому сожалению, мне придется высказаться в унисон с некоторыми персонами, которые сегодня пытаются нажить на "автогражданке" политический капитал: закон об ОСАГО действительно пренебрегает интересами граждан. Более того, нынешние действия страховщиков и власти - не без оснований, наверное, - напоминают страхователям, простите, драку нищих на помойке. Это хоронит надежды на то, что ОСАГО станет локомотивом для развития в России добровольного страхования.
Без всякого сомнения, закон об ОСАГО необходим для любого цивилизованного государства. Но совсем не в том виде, в каком он начал действовать в России. Главная проблема закона - необоснованно заниженные лимиты страховой ответственности.
Действительно, убыток по 90% страховых случаев в автостраховании не превышает 2 тыс. долл. Но из этого совсем не следует, что столь низкие лимиты должен устанавливать закон. Напротив, он должен гарантировать пострадавшему возмещение максимально возможного ущерба. Как раз это и есть самая действенная защита интересов граждан, попавших в аварии. Именно поэтому ряд западных стран вообще сняли ограничение по размеру страховой ответственности. Иными словами, их страховщики возмещают пострадавшему весь ущерб - каким бы большим он ни был.
На этом фоне российские лимиты ответственности смотрятся просто жалко. А если страхователь еще и соотнесет с ними взносы, которые ему предлагают заплатить, то его и без того скептическое отношение и к отечественным страховщикам, и к российскому страхованию в целом вряд ли улучшится. Складывается впечатление, что страховщикам, просившим у власти побольше в расчете получить хоть что-нибудь, неожиданно дали именно столько, сколько они просили. Страхователь представляет себе бизнесменов, довольно потирающих руки в ожидании сверхприбылей. Он наблюдает толкущихся у ГАИ коробейников с полисами и выходящую за рамки приличий борьбу компаний за место на рынке ОСАГО. Он видит, как крупные компании, заручившись поддержкой власти, оттирают от этого рынка тех, кто поменьше и послабее. Мимо его внимания не проходит, что чиновники уже заняли места в руководстве Российского союза автостраховщиков. Все это, естественно, страхователь не может объяснить себе чем-либо иным, кроме как желанием взять под контроль огромные финансовые потоки, в которые сольются ручейки, текущие из карманов граждан. А такая умозрительная картинка чревата отнюдь не воображаемыми последствиями.
Некоторые из них мы наблюдаем уже сейчас. Первые месяцы реализации закона, судя по всему, не убедили граждан в пользе и социальной значимости страхования автогражданской ответственности. Они в основном вызвали лишь протесты. Этим не замедлили воспользоваться представители власти, остро нуждающиеся в наращивании политического капитала перед выборами. Собственно, в их действиях нет чего-то уж слишком плохого. Плохое в другом: в результате мы вполне можем прийти к полной отмене нужного обществу закона - вместо его необходимой и достаточной переделки. И вот тогда в проигрыше окажутся все: и страховщики, уже вложившие в ОСАГО немалые силы и средства, и страхователи, уже воспользовавшиеся их услугами, и рынок в целом, поскольку идея страхования будет дискредитирована, и пострадавшие в авариях рядовые граждане, чьи интересы так и не будут защищены.