Истина посередине
Зубаков Алексей Алексеевич
Президент Ассоциации страховщиков России до 2004 г., заместитель председателя страховой секции научно-экспертного совета комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению
|
Головная боль российских страховщиков – лицензирование новых страховых продуктов. В российских реалиях это выливается в длительный процесс, требующий серьезных финансовых затрат. Каковы возможные варианты решения этой проблемы?
Сегодня процесс получения компанией страховой лицензии занимает 8-9 месяцев. В условиях развивающегося российского рынка, это недопустимо большой срок (впрочем, введение в стране обязательного страхования автогражданской ответственности показало, что Департамент страхового надзора способен выдавать лицензии гораздо быстрее).
В новой редакции закона об организации страхового дела, подготовленной ко второму чтению в Госдуме, предпринята попытка решить проблему лицензирования. Согласно документу, лицензироваться должны перечисленные в будущем законе 23 вида страхования, а не каждый страховой продукт (как сейчас).
Но это - тоже не выход. Во-первых, к существенному ускорению процесса лицензирования такое решение все равно не приведет. Во-вторых, перечень лицензируемых видов страхования в законе не должен быть исчерпывающим. Это может закрыть компаниям дорогу к разработке ноу-хау, отвечающим потребностям динамично развивающегося страхового рынка. В самом деле, как быть, например, компании, которая разработала страховой продукт, не подпадающий ни под один из перечисленных в законе видов страхования?
Итак, сегодня мы наблюдаем две крайности: лицензируется либо каждый страховой продукт, либо - установленные и ограниченные законом виды страхования. Истина, как обычно, лежит где-то посередине. Полагаю, что вполне уместно было бы ввести 15-16 стандартных видов страхования, упрощенная процедура лицензирования по которым проходила бы примерно так же, как в свое время лицензировались стандартные (типовые) правила страхования. При этом орган страхового надзора не должен рассматривать экономическое обоснование страховых тарифов, но - в интересах страхователей - должен сосредоточиться на исследовании финансовой устойчивости страховщика. Если же компания хочет залицензировать новый страховой продукт, не подпадающий под существующие виды страхования, то страховой надзор должен проводить с лицензионным пакетом весь комплекс работ, которые он проводит в отношении нынешних страховых продуктов. После этой процедуры предложенный продукт становится новым стандартным видом страхования, лицензирование его идет по ускоренной процедуре, а другие страховщики могут пользоваться им с соблюдением авторских прав компании, которая этот продукт разработала.
Такой подход, как мне кажется, позволит существенно сократить сроки лицензирования, снизить расходы страховщика, сопутствующие этому процессу, открыть дорогу для быстрой и своевременной разработки компаниями ноу-хау, что особенно важно в преддверии прихода на российский рынок иностранных страховщиков.