Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Обязательное страхование, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Страхование ответственности, Страхование ОПО
Страхование ОПО как свершившийся факт
Юрьев Андрей Васильевич
Президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО)
страхование сегодняКакие ожидания связываются с началом практической работы страховщиков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов (ОПО) с 1 января 2012 года? Какие подготовительные мероприятия проводятся Вашим объединением?

Наша страна – это индустриальное государство с достаточно высокой плотностью населения в зонах нахождения опасных объектов. Большинство опасных объектов (гидротехнические сооружения, заводы и фабрики, плотины, подъемные механизмы и т.п.) – это наследие Советского Союза, причем наследие с очень большим сроком эксплуатации. Износ оборудования достигает 50% и более, что существенно повышает вероятность аварий, при этом в зонах потенциальной опасности проживает большое количество граждан.

Аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте «Распадская» – это лишь видимая вершина айсберга, а реальный уровень опасности намного выше. Не случайно внимание данному вопросу уделяется и на уровне Госсовета, в частности, на заседании президиума Госсовета 11 марта 2011 года в своем выступлении Президент России Д.А. Медведев заявил: «Износ оборудования стал причиной нескольких крупных аварий и катастроф последних лет. Я имею в виду и аварию на подстанции Чагино в 2006 году, и крупнейшую техногенную катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, и соответствующие проблемы в распределительных сетях Петербурга в 2010 году, да и проблемы, которые возникли в Московской области и в целом ряде центральных регионов зимой этого года».

Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии снимает проблемы «имитационного» страхования, которое не обеспечивало полноценного страхового покрытия (согласно ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» максимальная страховая сумма составляла всего 7 млн. руб.) О реальном состоянии ОПО можно судить по тому большому количеству предписаний, которые выдавались надзорными органами их владельцам.

Соответственно, Россия имела все предпосылки введения обязательного страхования ответственности владельцев таких объектов. Принятый в июле прошлого года закон имел ряд важнейших целей: повышение социальной защищенности потерпевших в результате снижения их расходов в случае возникновения аварии на опасных объектах, снижение нагрузки на бюджеты всех уровней по выплате компенсаций потерпевшим в результате аварий и повышение финансовой устойчивости предприятий-владельцев.

Предусматривается поэтапное вступление закона об ОПО в силу. 1 января 2012 года – начало страхования; с 1 апреля 2012 начнут применяться штрафы к владельцам объектов за невыполнение обязанности по страхованию); 1 июля 2012 – начало осуществления компенсационных выплат; 1 января 2013 года – вступление закона в силу в отношении государственного и муниципального имущества, а также лифтов и эскалаторов в многоквартирных домах.

Страхованию подлежат опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля / при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия; используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы; получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях; гидротехнические сооружения. По данным государственных надзорных органов, таких объектов, находящихся в различных формах собственности, в России насчитывается более 330 тысяч (в том числе 8 000 взрывоопасных и пожароопасных объектов, 150 000 км магистральных газопроводов, 62 000 км нефтепроводов, 25 000 км продуктопроводов, 30 000 водохранилищ, 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд. кубометров, несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов).

Во исполнение принятого закона разрабатывается ряд важнейших проектов нормативных документов, обеспечивающих «запуск» системы ОПО, в том числе правила страхования (будут утверждены Правительством РФ), тарифы (также утверждаются Правительством) и порядок определения вреда, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности ОПО (утверждаются НССО).

Работа над проектом правил обязательного страхования ОПО выходит в настоящее время на финишную прямую. 31 марта 2011 г. НССО направило предложения по Правилам в Минфин России, 5 мая 2011 г. Минфин направил на заключение доработанный проект Правил ОПО, 8 июня 2011 г. НССО подготовил дополнительные предложения в проект Правил ОПО и направил их в Минфин России (более 95% этих замечаний НССО было впоследствии учтено) и, наконец, 29 июня 2011 года Правила страхования ОПО были внесены в Правительство РФ.

Тарифы по обязательному страхованию ОПО также внесены в Правительство 29 июня 2011 г. (проект размещен на сайте Минфина). Этому предшествовала длительная работа НССО и Минфина, кроме того, для обсуждения вопроса по тарифам в Минфине проводилось совещание 7 июня 2011 г. Общий принцип определения тарифов избран следующий: базовые ставки страхового тарифа устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов, к ним применяются 3 тарифных коэффициента (1 – за вред который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте и максимально возможного количества потерпевших от нее (МВКП); 2 – коэффициент бонус-малус; 3 – дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый исходя из уровня безопасности объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации ЧС, возникшей в результате аварии на опасном объекте).

Правила профессиональной деятельности (ППД), разрабатываемые НССО, содержат требования в отношении:

  1. Порядка вступления / выхода / исключения из НССО;
  2. Квалификации работников;
  3. Порядка определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, МВКП и уровня безопасности опасного объекта;
  4. Порядка финансирования компенсационных выплат членами НССО;
  5. Порядка и условий формирования и расходования средств НССО на цели иные, чем финансирование компенсационных выплат;
  6. Санкций и иных мер, применяемых к членам НССО;
  7. Требования к корпоративным информационным системам СК.

При этом пункты 1, 3 и 4 подлежат обязательному согласованию с Минфином России.

Подлежат разработке ППД, содержащие требования в отношении порядка и условий осуществления НССО компенсационных выплат, формирования информационных ресурсов НССО, порядка рассмотрения жалоб страхователей и потерпевших на действия членов НССО, процедуры проведения проверок деятельности членов НССО, разрешения споров между членами НССО, иные стандарты и правила.

В связи с изложенным, приоритетными направлениями деятельности НССО на 2 полугодие 2011 г.– 1 полугодие 2012г. станут: нормотворческая деятельность, обеспечение членов НССО бланками строгой отчетности, материально-техническое обеспечение деятельности Союза, изучение зарубежного опыта реализации ОПО, работа в области стандартов и правил профессиональной деятельности, организация перестраховочного пула, создание АИС ОПО, информационное взаимодействие с участниками рынка, PR-деятельность, проведение конференций и семинаров.

Отдельно стоит сказать об одном из этих направлений, вызывающем много вопросов со стороны участников рынка – это организация перестраховочного пула по перестрахованию ОПО. Для координации работы по данному направления 8 июня 2011 года решением Президиума НССО был создан Комитет по перестрахованию.

Согласно ст. 23 Закона № 225-ФЗ, члены НССО формируют перестраховочный пул для перестрахования рисков по ОПО. Члены НССО обязаны перестраховывать риски ОПО только в пуле НССО. Пул создается на основании Соглашения о перестраховочном пуле, кроме того, страховые компании заключают Договоры облигаторного перестрахования по форме, утвержденной Президиумом. Высшим органом управления пулом является Общее собрание членов, управление текущей работой в Пуле осуществляет Президиум, Правление и Комитет по перестрахованию в рамках полномочий каждого из этих органов. Собственное удержание страховой компании и ее доля в пуле равны (рассчитываются по единой методике, утверждаемой Президиумом). Предусматривается гарантийный механизм (депозиты) для обеспечения выполнения обязательств страховщиков при расчетах по премиям и убыткам. Размер депозита составит от 20 до 100 млн руб.

Другое немаловажное направление работы НССО, от эффективности которого существенно зависит успех системы страхования – это взаимодействие с государственными органами контроля ОПО. Это важно не только для проверки выполнения требований закона, но и для сбора большого массива достоверных статистических данных об опасных объектах для адекватной оценки рисков, тарификации и пр. В частности, нельзя игнорировать тот факт, что с развалом СССР на постсоветском пространстве появилось большое количество ОПО, у которых отсутствуют собственники, но по которым НССО по закону должно осуществлять компенсационные выплаты.

Важным условием развития страхования ОПО нам представляется достижение договоренностей с крупнейшими объединениями промышленных предприятий. Из них самым «сложным» для страхового сообщества по-прежнему остается Российский союз промышленников и предпринимателей, поиски взаимопонимания с которым продолжаются. Однако в настоящее время уже достигнуто соглашение с Торгово-промышленной палатой России.

Диалог с промышленниками необходим потому, что начиная работу по страхованию ОПО, страховщики становятся, в какой-то мере, дублером тех государственных административных органов и будут нести определенные контрольные функции. Пример ситуации с пожаром в «Хромой лошади» показывает, что пожарные инспекторы при проверке помещения действительно выявили нарушения и выдали соответствующие предписания, но соотношение числа инспекторов и подведомственных им объектов в России таково, что со следующей проверкой они туда пришли бы не раньше чем через 2-3 года. Страховщики же будут обеспечивать значительно более регулярный и эффективный контроль, а значит работать на повышение безопасности в целом.

И наконец, подводя итоги, хотелось бы обратить внимание на разницу между Законом о страховании ОПО и Законом об ОСАГО, которые у нас нередко неправомерно пытаются сравнивать. Прежде всего, в законе об ОПО установлен соответствующий современной политике государства лимит страховых выплат по возмещению вреда жизни и здоровью – 2 миллиона рублей (а не 160 тыс. руб. как в ОСАГО), существенно выше и лимиты по возмещению вреда имуществу. На страхование принимаются принципиально другие объекты – не автотранспорт, а свыше 300 тыс. опасных производственных объектов и 65 тыс. ГТС. Существенно выше уровень затрат на заключение договора и оценку ущерба при страховой выплате. Стоимость услуг экспертных организаций при страховании ОПО может быть в 10 и более раз выше, чем по автострахованию. В страховании ОПО предусмотрена обязанность страхователя при заключении/изменении договора страхования ОПО информировать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих объектов, в ОСАГО аналогичной обязанности нет. По ОПО объединение страховщиков формирует перестраховочный пул и организует перестрахование, в ОСАГО единой системы перестрахования не предусмотрено. На НССО также возложена функция по контролю за осуществлением страховых выплат, которой нет у РСА по ОСАГО. И наконец, при отсутствии договора обязательного страхования, компенсационные выплаты в ОСАГО осуществляются в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а в страховании ОПО - в счет возмещения вреда (жизни, здоровью и имуществу), причиненного физическому лицу.

Соответственно, формирование системы страхования ОПО не является повторением опыта ОСАГО, а принципиально другая работа, успех которой будет зависеть от того, насколько скоординированными будут действия ее участников. НССО как профессиональное объединение страховщиков ОПО, видит своей основной задачей обеспечение взаимодействия входящих в него страховых компаний в интересах развития системы обязательного страхования.


29 июля 2011 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Страхование ответственности, Страхование ОПО
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 5.36 (голосовало: 14 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: