Вашей компанией при поддержке ВСС проводилось исследование российского страхового рынка. Что показали его результаты?
Исследование российского страхового рынка проводилось международной консалтинговой компанией «Оливер Вайман» (Oliver Wyman Financial Services) при поддержке Всероссийского Союза страховщиков (ВСС).
Исследование проводится на регулярной основе. Первый этап исследования был проведен в 2008 г., тогда всех беспокоил развертывающийся кризис с банковским сектором и проблемы будущего страховой отрасли были на второстепенном плане. Сейчас важность страхового рынка признается исследователями и специалистами.
Данный этап исследования был посвящен прогнозированию динамики рынка в 2011 году и должен был дать страховщикам информацию, полезную для них в принятии стратегических решений. Особенно важное значение результаты этого исследования имеют для иностранных страховщиков.
Результаты, полученные в ходе рассматриваемого этапа исследования, подробно представлены в отчете (приложенный файл). Отчеты с результатами наших исследований и анализом российского рынка регулярно публикуются на сайте ВСС. Пользуясь случаем, мы хотим еще раз поблагодарить ВСС за поддержку, а также благодарим генеральных директоров и членов советов директоров страховых компаний, которые выделили время на то, чтобы заполнить достаточно большой опросный лист.
В ходе исследования выявлены показательные примеры влияния последствий финансового кризиса в российской экономике. Большинство российских страховщиков работают по схеме кэш-фло, на текущие выплаты расходуется собранная страховая премия. Такая схема работает до тех пор, пока идет активное расширение бизнеса. Но когда прирост премий из-за кризиса ушел в отрицательную область, и даже крупные страховщики столкнулись с ситуацией нехватки ликвидности, продолжать так действовать стало сложно. В результате российские страховые компании стали активно бороться за дополнительное привлечение страховых премий, при этом снижался уровень маржи. Эта ситуация сохранялась примерно до 2010 года, то есть до момента, когда восстановился рост сборов страховых премий (при этом все равно рост премий был медленнее инфляции). Объемы собираемых премий постепенно мигрируют в сторону крупных компаний, но не с такой скоростью, с какой можно было ожидать.
В 2011 году происходит восстановление рынка, рост премий опережает рост выплат. Полагаем, что прогноз роста 14 % до конца года является реалистичным.
Необходимо разделять ситуацию в корпоративном и розничном сегменте. Хотя по объему эти сегменты являются примерно одинаковыми, по рентабельности в них наблюдается существенная разница. Всего 10 % прибыли страховщиков было получено в розничном секторе.
Начиная с 2010 года изменились в лучшую сторону ожидания руководителей страховых компаний относительно перспектив развития страхования в будущем. Примерно 70 % из них заявляют, что они ожидают скорее открытия новых возможностей, нежели проблем. В период кризиса ожидания грядущих проблем было характерно для 80 % респондентов.
Позитивные ожидания руководители российских страховых компаний связывают с появлением новых видов обязательного страхования, реформированием системы автострахования и развитием банковского страхования.
В качестве основных угроз респонденты чаще всего называли разрушительную конкуренцию, рост затрат на персонал, неопределенность в сфере государственного регулирования и нормативной базы (последнее особую озабоченность вызывает у представителей иностранных страховщиков).
Актуальным в ближайшее время останется вопрос повышения рентабельности работы в розничном секторе, все отчетливее понимается необходимость сделать продающие сети более контролируемыми. Крупные страховые компании сейчас разрабатывают долгосрочные стратегии развития бизнеса, а для мелких характерна проблема отсутствия долгосрочных стратегий.
Ожидается массовая консолидация страховых компаний, кроме того при сделках будет использоваться более реалистичная оценка капитализации этих компаний для потенциальных покупателей. Пока рентабельность не является ключевым показателем оценки приобретаемых страховых компаний, но уже есть тенденция к тому, что доходность начинает иметь большее значение, чем темпы роста сборов страховой премии.
Таким образом, ключевыми трендами рынка являются консолидация, низкий уровень рентабельности в розничном секторе и преобладание ожиданий, связанных с введением новых видов обязательного страхования и повышения тарифов по ОСАГО. Кроме того, возможен рост, связанный с восстановлением потребительского рынка, ипотеки и других кредитно-страховых продуктов.