Несостоятельность страховщиков и работа временных администраций
Раицкая Елена Валерьевна
Начальник отдела правового регулирования несостоятельности и финансового оздоровления департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России
|
Завершена ли работа над комплектом документов, требуемых для применения закона к страховым компаниям «О несостоятельности (банкротстве)» в той части, которая подлежала согласованию и утверждению в Минэкономразвития? Готова ли система к практической работе?
В целях реализации положений Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», регулирующих вопросы несостоятельности финансовых организаций, Министерством экономического развития Российской Федерации изданы:
- приказ от 23 июня 2011 г. № 284 «О Порядке выбора контрольным органом кандидатуры руководителя временной администрации финансовой организации и ее членов, утверждения контрольным органом состава временной администрации финансовой организации, порядке и основаниях изменения состава временной администрации финансовой организации»;
- приказ от 22 августа 2011 г. № 409 «Об утверждении программ подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве финансовых организации»;
- приказ от 2 декабря 2011 г. № 711 «Об утверждении Перечня и предельных размеров расходов временной администрации финансовой организации, связанных с ее деятельностью, в том числе порядка определения размера и выплаты вознаграждения руководителю и членам временной администрации финансовой организации» (находится на регистрации в Минюсте России).
Кроме того, в ближайшее время Минэкономразвития России издаст приказ об утверждении Порядка выбора контрольным органом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве финансовой организации или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий.
После издания данного приказа, работа по подготовке подзаконных нормативно-правых актов регулирующих отношения в сфере банкротства страховых организаций, будет завершена.
Что касается вопроса о подготовке временных управляющих для страховых организаций и о том, требуются ли для начала их практической работы какие-то дополнительные документы, то на него мы бы ответили следующее. Минэкономразвития России был издан Приказ от 22 августа 2011 г. № 409 «Об утверждении программ подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве финансовых организации», 4 ноября 2011 г. приказ вступил в силу.
Законодательством Российской Федерации не установлены особенности приема и сдачи дополнительного экзамена по программам подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве финансовых организаций. В связи с этим, считаю, что обучение по программам подготовки арбитражных управляющих может проводиться, а прием и сдача экзамена должна осуществляться по правилам установленным для сдачи и приема экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих.
Страховые компании нередко задают вопросы о степени готовности системы по применению механизмов временной администрации и процедуры банкротства к моменту, когда начнутся массовые отзывы лицензий и ликвидации страховых компаний в связи с невыполнением новых требований к уставным капиталам с 1 января 2012 года. На самом деле, практические функции по контролю за деятельностью финансовых организаций (в том числе страховых) возложены на ФСФР России. Минэкономразвития России сложно оценивать готовность контрольного органа к реализации функций по применению мер по предупреждению банкротства.
Однако нормативно-правовая база для применения мер по предупреждению банкротства финансовых организаций и деятельности временных администраций создана. С этой точки зрения, систему можно считать готовой к работе.