Какие тенденции, на Ваш взгляд, являются определяющими для сегодняшнего рынка страхования в России? Как Вы, в условиях действия этих трендов, будете строить стратегию Вашей компании?
Сегодня на страховом рынке России наблюдается ряд важных тенденций.
В первую очередь я бы отметил достаточно серьезную борьбу страховщиков-конкурентов со своими издержками. Естественно, та компания, которая достигнет наилучших результатов по их оптимизации, получит очень серьезное преимущество на перспективу. Сократив собственные расходы, страховая компания может направить высвободившуюся маржу на повышение качества клиентского сервиса, а также на развитие других, не менее важных проектов. Если говорить о страховой компании «Согласие», то это одна из важнейших задач, которой мы уделяем особое внимание и, считаю, достаточно преуспели в этом направлении. На сегодняшний день уровень расходов на ведение дела в «Согласии» один из самых низких на рынке. Мы намерены и в дальнейшем, совершенствуя бизнес-процессы и повышая эффективность труда, снижать свои издержки.
Во-вторых, в российском страховании идет достаточно жесткая борьба за продающие сети. Если посмотреть на практику отечественного страхового рынка по M&A за последние годы, она демонстрировала крайне мало примеров успешных сделок. В значительной мере, это происходит потому, что инвесторы, приобретая страховой актив, больше акцентируют свое внимание на внутренних процессах, производственных функциях, и меньше – на дистрибьюторской сети. Хотя на сегодняшний день в цепочке взаимоотношений страховой компании с клиентом роль продавца, партнера, дистрибьюторской сети крайне важна. Кроме того, практика российского страхового рынка показывает, что напрямую покупать компании не очень эффективно: в стоимости заложена существенная надбавка за бренд и его раскрученность, за менеджмент, управляющий операциями, причем, неизвестно насколько эффективно. Как показывает практика, эта часть затрат у инвестора не окупается и может служить существенным тормозом для процессов M&A.
Однако основная борьба на рынке все же идет за продавца. Мы тоже участвуем в этом процессе, стараясь создать комфортные условия для наших продающих сетей, чтобы им было максимально удобно работать в этой среде, зарабатывать деньги, привлекать клиентов. В связи с этим перед компанией стоит задача - стать наиболее привлекательным работодателем в страховой отрасли.
Отдельный важный вопрос – IT. В нашей стратегии прописано, что в течение 2-х ближайших лет у компании должна появиться самая совершенная IT-платформа. Это тоже положительно повлияет на работу с издержками, улучшит технологичность продаж и т.д.
Кроме того, планируем активно развивать бренд. С одной стороны, мы довольны тем, как он позиционируется сегодня на рынке и, как его воспринимают потребители, но с другой, меняются вкусы потребителей, подрастает новое поколение клиентов, чьи вкусы мы также просто обязаны учитывать.
В целом же, на сегодняшний день на российском рынке наиболее прибыльным, безусловно, является корпоративное страхование. Но и работа с физлицами также остается необходимой для успешного развития компании.
Полагаю, что в ближайшее время на страховом рынке сохранится поступательный рост. Рынок будет укрупняться, продолжится перераспределение клиентов в пользу более крупных компаний.
По итогам 2011 года Страховая компания «Согласие» занимает 7-ю позицию по сборам, которые составляют 27 миллиардов рублей. Однако наша цель на ближайшие 4 года - увеличить объем сборов до 70 миллиардов рублей, довести долю рынка до 6 %, а общее число клиентов должно вырасти до 2,4 миллионов (сейчас - более 1 миллиона клиентов). Для этого необходимо качественное изменение структуры портфеля, который на данный момент выглядит так: корпоративный бизнес составляет 38-39 %, страхование физических лиц - около 62 %. Четкой задачи по соблюдению какой-то пропорции между этими сегментами нет, но есть понимание, какие линии бизнеса необходимо развивать более активно. Естественно, большое внимание будем уделять, в первую очередь, развитию прибыльных видов страхования. Конечно же, и об основных «продуктах входа» не будем забывать, включая и те, которые на сегодняшний день являются убыточными, но пользуются спросом. Но самое главное, мы хотим изменить сознание потребителей, предлагая им такие страховые продукты, которые, прежде всего, нужны им и станут неотъемлемым атрибутом их повседневной жизни. Они будут комплексными и высокотехнологичными, если говорить проще - обладатели наших полисов получат ряд уникальных инструментов, благодаря им любой страховой случай будет оперативно и четко урегулирован, что избавит наших клиентов от большинства хлопот, с которыми они, к сожалению, сталкиваются сегодня. И уже 1 июля мы порадуем наших клиентов запуском первых таких продуктов, объединенных брендом «ё» - «ё-полис.Особая серия», предусматривающие дополнительные преимущества и выгоды для клиентов по разным видам страхования.