Еще несколько лет назад в качестве одной из главных проблем, препятствующих региональному развитию, страховщики отмечали нехватку кадров. Как изменилась ситуация к настоящему моменту? С какими еще актуальными проблемами, связанными с развитием бизнеса в регионах, сталкиваются сегодня страховые компании?
Кадровый голод был и остается одной из самых серьезных проблем страховой отрасли. Это в равной степени касается и региональной экспансии страховщиков, и развития компаний в целом.
Однако сдерживающим фактором продвижения страховых компаний на региональные рынки является оценка перспектив сборов страховой премии в сопоставлении с бюджетом расходов, связанным с обеспечением регионального присутствия. Для ряда компаний обеспечение повсеместного присутствия является стратегической задачей, связанной, например, с выполнением требований закона об ОСАГО. Для других страховщиков решения по выходу на определенный рынок зачастую обусловлены возможностью привлечения команды другого страховщика с обещанием перевода страхового портфеля.
Правда, в настоящее время таких примеров становится все меньше. Ведь для страховщика, обладающего стратегией региональной экспансии, важен не объем страховой премии в конкретном регионе, обеспеченный «переведенным» портфелем, а системное присутствие на долгие годы. Качество портфелей и способы его получения сильно варьируются от одного страховщика к другому. Зачастую обещанный перевод не может состояться по причине его защиты компанией или по причине неадекватного качества портфеля. В числе других причин – высокий уровень комиссионного вознаграждения, слабая диверсификация или преобладание в портфеле нежелательных, с точки зрения его потенциального обладателя, видов, привязанность к нескольким крупным клиентам. Все это делает весь портфель крайне уязвимым.
В этой связи ориентиром для выхода на региональные страховые рынки является потенциал рынка и его структура, возможность для работы с каналами продаж, масштабируемость операций, а также наличие действующих клиентов компании, обслуживание которых является условием для работы с ними.
Вопросы управления региональной сетью – лимитная политика, контроль за качеством принимаемых рисков, обоснованность комиссионного вознаграждения, чистоплотность персонала, наличие ИT-решений для деятельности региональных подразделений, безопасность, сметная политика и т.д. – вот далеко неполный перечень тех вопросов, к решению которых страховщики должны быть готовы, рассматривая перспективы продвижения в регионы. Не стоит также забывать, что создание региональной сети это также вопрос финансовых возможностей страховщика.Региональная сеть, если только страховщик не преследует сиюминутных и корыстных целей, требует значительных инвестиций как на уровне региона, так и на уровне головного офиса. Совокупность всех факторов и определяет оценку перспектив регионального продвижения страховых компаний. Ну, а кроме всего описанного, важным является и конкуренция на региональных рынках, острый накал которой может в значительной степени повлиять на фактические планы страховщика.