Необходимо расширить влияние страховщиков на безопасность дорожного движения Швейдель Александр Григорьевич Генеральный директор ООО «Континент»
Что могут сделать страховщики для решения проблемы повышения уровня безопасности дорожного движения в России? Считаете ли Вы проводимую в этой области работу достаточной и эффективной?
Проблема безопасности на дорогах остается в России одной из самых острых, ежедневно мы видим в СМИ очередные трагические сообщения о гибели людей. Каждый год, по статистике Госавтоинспекции МВД, в нашей стране происходит около 200 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет порядка 28 тысяч человек и свыше 250 тысяч получают травмы. Треть от всех дорожных происшествий в Российской Федерации составляют наезды на пешеходов.
Только за период с января по сентябрь 2012 года в стране уже произошло более 150 тыс. ДТП (что на 4,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года), в них погибло более 20 тыс. чел. (+2,1 %) и получили ранения более 192 тыс. чел. (+5,4%). При этом особенно пугает рост тяжести последствий ДТП, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. За 2011 год количество таких ДТП выросло на 3,4 %, а количество погибших в них – на 7,6 %, кроме того, специалисты отмечают выраженный рост нарушений, после которых участник аварии отказался от медицинского освидетельствования.
Во всем мире именно страховые компании непосредственно заинтересованы в снижении аварийности на дорогах. Страховщики исторически всегда были инициаторами разработки различных технических новшеств, способствующих безопасной эксплуатации транспортных средств. Кроме того, они вели активную общественную и информационно-разъяснительную работу в сфере повышения безопасности дорожного движения. Не будет преувеличением сказать, что высокий уровень культуры и безопасности вождения автомобилей на Западе был достигнут, не в последнюю очередь, благодаря работе страховых компаний.
После принятия закона об ОСАГО аналогичный процесс активизировался и в России. Российский союз автостраховщиков (РСА) одной из ключевых целей своей деятельности провозгласил повышение уровня безопасности на дорогах. За последние годы в различных регионах России был проведен ряд масштабных акций. Так в 2011 году Госавтоинспекцией совместно с РСА был дан старт одной из крупнейших акций – «Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения». В данное время проводятся такие кампании, как «Засветись! Стань заметным на дороге», «Пешеход» с социальной рекламой – видеороликом «Пешеход, на переход!».
Отдельные страховые компании также осуществляют собственные проекты в данной области, включая и применение технических средств повышения безопасности, и рекламу безопасных способов поведения на дороге.
В этой связи не могу не упомянуть, что именно страховщики, в том числе Российское объединение транспортных экспертов («РОТЭК») и страховая компания «Конда», которые я возглавлял, несколько лет назад стали инициатором организации крупнейшего на сегодняшний день форума по безопасности дорожного движения в нашей стране – международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», который проводится под эгидой Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Совета Федерации Федерального Собрания и Министерства внутренних дел Российской Федерации. Были разработаны концепция и формат мероприятия, предложено его название и место проведения – Таврический дворец в Санкт-Петербурге, получившие поддержку Председателя Совета Федерации. В 2007 году состоялся первый конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни».
27-28 сентября 2012 года в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце прошел уже четвертый по счету конгресс. В его работе приняло участие более 1200 человек, были проведены заседания восьми «круглых столов», на которых состоялась оживленная дискуссия по важнейшим проблемам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе и по вопросам экономических аспектов БДД развития института автострахования.
Тем не менее, на наш взгляд, проводимая сегодня работа в этой сфере не достаточна. В ряде регионов активность страховщиков в последнее время сократилась. Уменьшилась как публичная активность страхового сообщества в целом, так и количество акций отдельных компаний. Да и на упомянутом выше конгрессе по безопасности движения представителей страховщиков не пригласили выступать на пленарном заседании, что наглядно демонстрирует как ослабление их роли в данном процессе (в том числе и вследствие недостаточной активности), так и недостаточно внимательное отношение со стороны власти к этой работе страховщиков.
Причины, по которым российские страховщики меньше привлечены к решению проблем безопасности дорожного движения, чем их коллеги на Западе, достаточно разнообразны. Это связано и с низким уровнем проникновения страхования, и с относительной «молодостью» нашего страхового рынка, и с недостаточной степенью участия страховщиков в технической стороне вопроса (в финансировании технических разработок участвует, пожалуй, только «Ингосстрах»), а также со слабостью рекламных бюджетов, выделяемых на такие проекты.
И наш конгресс по безопасности на дорогах исходно задумывался именно страховыми компаниями как попытка расширить их участие в данном вопросе. И сегодня российские страховщики должны не менее активно участвовать в организации и проведении этого мероприятия. Сейчас же за них практически все решают МВД и Совет Федерации. Полагаю, в оргкомитет Конгресса должны входить несколько человек, представляющих страховой рынок, представители страховщиков должны там вести тематические круглые столы, а также обязательно выступать на пленарном заседании.
Еще один аспект проблемы связан с принятием нового закона по страхованию ответственности перевозчиков перед пассажирами, который вступит в действие с 1 января 2013 год. Безусловно, новый закон повлияет на состояние безопасности на транспорте. Однако положительным это влияние может стать только в том случае, если страховые компании не будут искусственно затягивать сроки выплат, занижать размеры выплат или вовсе уклоняться от выплаты. Нельзя допустить возможности «наживаться» на этом виде страхования. В случае, если страховая компания будет задерживать выплаты или уклоняться от них, то к ней надо применять жесткие административные меры: от крупных штрафов до отзыва лицензии по данному виду. Необходим жесткий контроль за соблюдением данного закона, только тогда он реально защитит пассажира. Также хочу отметить, что исключение из этого закона страхования ответственности метрополитена, являющегося перевозчиком колоссального количества пассажиров, это большая ошибка. Ежедневно в различных метрополитенах страны происходят смертельные случаи, а травмы и ушибы получают сотни пассажиров, просто об этом часто замалчивают. Необходимо в обязательном порядке прописать в законе ответственность метрополитена перед пассажирами.
Важный аспект безопасности связан с условиями реализации требований к техническому осмотру автотранспортных средств. Сегодня контроль за техническим осмотром транспортных средств осуществляется не в должной мере. Реформа по проведению технического контроля в России неэффективна, имеет множество недочетов и огрехов. На деле определенная группа страховщиков выдает полисы ОСАГО без фактического техосмотра автомобиля.
Безусловно, объединения страховщиков (РСА и НССО) могли бы предпринимать еще более активные и скоординированные действия для улучшения ситуации, в том числе на местах, в регионах. В частности, РСА должно способствовать усилению мер контроля за станциями технического осмотра. Каждый случай выдачи талона техосмотра должен фиксироваться. Если закон в части выдачи полиса ОСАГО только при предъявлении талона техосмотра останется без изменений, то необходимо ввести административную ответственность для юридических и физических лиц (агентов) за выдачу страхового полиса без техосмотра.
Обобщая сказанное, еще раз выражу уверенность в том, что в России необходимо всемерно активизировать работу по безопасности дорожного движения, проводимую самими страховщиками. Во всех авторитетных и значимых мероприятиях в сфере повышения безопасности на дорогах должны быть представлены и принимать самое активное участие представители страхового сообщества. Их информация и накопленный опыт могут и должны стать важнейшим подспорьем в решении этой серьезной общенациональной проблемы. Страховые компании могут изменить ситуацию на дорогах к лучшему.
Мы используем файлы cookie для предоставления функций социальных сетей и анализа нашего трафика. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политикой конфиденциальности. Смотрите подробности.
We use cookies to provide social media features and analyze our traffic. By continuing to use this site, you agree to the use of cookies and the Privacy Policy. See details.