Убыточность в страховании ОПО – развитие ситуации
Юрьев Андрей Васильевич
Президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО), член экспертного совета по страхованию при ФСФР
|
Каковы итоги работы страхового сообщества по обязательному страхованию ОПО в 2012 году?
По экспертным оценкам НССО за 2012 год было заключено 219 тысяч договоров страхования ОПО. Эта цифра не включает в себя лифты, эскалаторы, опасные объекты, находящиеся на обеспечении государственного и муниципальных бюджетов, потому что они включены в систему обязательного страхования с 2013 года.
Сборы страховой премии за 2012 год составили 9 025 миллиардов рублей. При этом оценка объема выплат, исходя из количества и последствий наступивших страховых событий, составляет порядка 2 753 миллионов рублей, что составляет треть от объема собранных денежных средств. В отличие от довольно просто оформляемого дорожно-транспортного происшествия, при страховом случае по ОПО быстрой оценки убытков не происходит. Там необходимо установить факт аварии и выяснить все обстоятельства, для этого требуется время. Так, есть убытки, которые произошли в летний период 2012 года, а в страховые компании они заявляются только сейчас.
Стоит отметить, что выплаты по жизни, здоровью, имуществу составляют самую большую долю в общем объеме выплат по нарушению условий жизнедеятельности. За 2012 год МЧС России осуществляло переселение из мест постоянного проживания более 7 тысяч человек, их условия жизни были нарушены в результате аварий.
Что касается размера компенсационного фонда НССО. В настоящее время размер компенсационного фонда НССО составляет 256 миллионов рублей. Из компенсационного фонда были произведены выплаты потерпевшим.
Так, в результате аварии, произошедшей 5 сентября 2012 года в Московской области в г. Одинцово, в результате падения автомобильного крана КАТО-300 погиб работник ООО «Ремэнерго СПТ». НССО выплатил родственникам погибшего в результате аварии работника ООО «Ремэнерго СПТ» 2 млн. 4716 рублей из компенсационного фонда поскольку в отношении этого опасного объекта не было заключено договора обязательного страхования. Этот пример, показывает, как работает закон в случае аварий на объектах, где не были должным образом заключены договоры страхования ОПО.
Относительно статистики произошедших аварий: по состоянию на 29 января 2013 года в СМИ прошла информация о порядка 150 событиях, имеющих признаки страхового случая по обязательному страхованию ОПО. Среди пострадавших есть, к сожалению, и погибшие.
Приведенная цифра произошедших аварий не отражает реальной картины, так как, не содержит сведения о страховании соответствующего объекта, и с другой, в соответствии с нормами российского гражданского законодательства иски о возмещении вреда жизни и здоровью можно предъявлять бессрочно. Соответственно, убытки по страхованию ОПО будут выявляться через некоторое время после момента наступления аварийного события. Более точная оценка убыточности может быть дана еще нескоро.
Сравнивая законы по обязательному страхованию ОПО и страхованию ответственности перевозчиков, можно отметить, что при страховании опасных производственных объектов происходит большая катастрофичность. При страховании перевозчиков – частота аварий. Сегодня существует неадекватное восприятие риска у потребителей: например, многие бояться авиаперелетов и авиакатастроф. Вместе с тем, статистические исследования отмечают меньшую убыточность воздушного транспорта, по сравнению с автотранспортом, где аварии с летальным исходом пассажиров происходят гораздо чаще. В этой связи реальную оценку убыточности этих видов мы можем делать только поэтапно: отслеживать, сколько реально заключается договоров страхования и на каких объектах, осуществлять мониторинг страховых событий и контролировать выплаты.