Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


II Евразийский Актуарный Конгресс
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Тенденции, Регулирование, Страхование грузов, Страхование ответственности
Страхование грузов – перспективный классический рынок
Басков Геннадий Владимирович
Директор центра морского страхования ОАО СК «Альянс»
страхование сегодняВ чем специфика российского рынка страхования грузов, с какими проблемами сталкиваются здесь страховщики на современном этапе? Как опыт глобальных страховых компаний в области страхования международных грузоперевозок может быть применен в российской практике?

Охват грузопотоков страхованием и общий уровень защищенности в Российской Федерации и на постсоветском пространстве остается существенно более низким, чем, например, в Европе. За 2012 год российский рынок страхования грузов показал падение на 2 % по объему собираемых страховщиками страховых премий.

Существенным фактором, сдерживающим развитие страхования грузов, по-прежнему является непрозрачность внешнеторговых сделок и стремление многих перевозчиков вести свою деятельность на полулегальной основе, в их стремлении уйти как от налогов, так и от ответственности за качество оказываемых услуг. В этой связи не только грузовладельцы, но и страховщики зачастую сталкиваются с недобросовестным поведением и невозможностью компенсировать убытки в порядке суброгации.

Другая важная особенность российского рынка заключается в том, что страхователем груза часто выступает не грузовладелец, а экспедитор или перевозчик. Это объясняется стремлением транспортных операторов защититься от возможных претензий со стороны страховщика в случае повреждения или утраты груза. Это повышает общий уровень убыточности на рынке, так как страховщики автоматически лишаются возможности возмещения убытков в порядке регресса.

Ситуация существенно осложняется тем полулегальным положением, в котором находится сегодня страхование договорной ответственности транспортной компании, перевозчика, экспедитора, оператора склада за сохранность груза. Фактически, сложившаяся в мире схема взаимодействия: «грузовладелец – страховщик груза – страховщик ответственности перевозчика – перевозчик» в России или не работает вовсе, или работает очень плохо, что вызывает у нас обоснованное беспокойство. Этот фактор существенно сдерживает развития рынка, не позволяет его участникам в полном объеме реализовать потенциал страховой защиты, предоставлять необходимый уровень сервиса.

С одной стороны, эти виды страхования противоречат законодательству, что неоднократно подчеркивалось регулятором, с другой стороны, многие уважаемые компании закрывают на это глаза и выпускают такие полисы. В результате большинство страхователей либо пребывают в растерянности, либо предпочитают купить полис, не задумываясь, потому что так требует заказчик перевозки. Все это, так или иначе, подрывает доверие к страховщикам как к ответственным участникам рынка и создает впечатление ненадежности, неуверенности в завтрашнем дне.

Необходимо разрешение этой коллизии путем внесения соответствующих изменений в законодательство, приводящих его к общепринятой мировой практике. Это позволило бы всем однозначно определиться с подходом к данному виду деятельности, дало бы возможность обеспечить реальную полноценную страховую защиту для участников транспортного рынка. В этом заинтересованы и сами страховщики, и их клиенты.

Сохраняются проблемы при взыскании убытков в порядке суброгации, связанные, главным образом, с платежеспособностью ответчика. В ситуации, когда большинство российских транспортных компаний являются ООО без сколько-нибудь значимого уставного капитала, без каких-либо основных средств, проблема взыскания ущерба, даже при наличии соответствующего решения суда, стоит очень остро.

В целом, пока приходится констатировать, что международный рынок страхования в сфере грузоперевозок ушел далеко вперед по объему и качеству предоставляемой страховой защиты, однозначно ориентированной на защиту интересов грузовладельца. Поэтому мы, как глобальная компания, уделяем большое внимание использованию  международной практики в работе с нашими клиентами. Андеррайтеры российской компании «Альянс» в своей работе руководствуется стандартами, разработанными материнской компанией с учетом многолетнего опыта глобального Allianz.

Страхование грузов, как, впрочем, и другие виды страхования транспортных рисков, интернационально по своей природе, нельзя сказать, что в России есть какие-то принципиальные отличия от международного рынка, вызванные не законодательными причинами, а характером рисков. Используя опыт зарубежных коллег, а также наш собственный опыт участия в глобальных страховых программах Allianz, мы трансформируем предложения, с которыми выходим к клиентам, предлагая им не только страхование грузов, в том числе покрытие дополнительных рисков, нетипичных для российского рынка (такие, как весовая недостача или нарушение температурного режима), но и риск-менеджмент. Мы проводим для клиента анализ процессов логистики, чтобы совместными усилиями разработать наиболее эффективные схемы взаимодействия как друг с другом, так и с перевозчиками, экспедиторами, другими лицами, вовлеченными в процесс транспортировки и обработки груза.

Такой подход позволил нашей компании подняться на 4 место по сборам премии по страхованию грузов на российском рынке, увеличив за год премии на 19 % (на фоне общего 2 %-ного падения рынка страхования грузов). Сборы СК «Альянс» по страхованию грузов составили 1,215 млрд рублей в 2012 году и 302 млн рублей в первом квартале 2013 года.

За 2012 год специалистами компании было урегулировано более 20 тысяч убытков по страхованию грузов, общая сумма выплат в 2012 году составила 361,76 млн рублей. Наш принципиальный подход заключается в том, что мы пытаемся максимально проговаривать процедуру урегулирования еще на стадии заключения договора, исходя из характера груза и способов перевозки, для того чтобы минимизировать возможное недопонимание и исключить проблемы при  осуществлении выплаты страхового возмещения. Мы заранее оцениваем, какие документы реально может предоставить страхователь в случае убытка и как они оформляются – для того, чтобы порядок урегулирования убытков, согласованный сторонами, максимально отражал реальный документооборот и возможности страхователя по предоставлению обосновывающих выплату документов.

Сегмент страхования грузов в меньшей степени, чем ряд других видов страхования, затронули такие негативные явления российского рынка, как демпинговое снижение тарифов, эскалация комиссионных вознаграждений, не всегда добросовестные методы конкуренции. Такого явного диктата посредников, как в банкостраховании или автокаско, в сегменте грузов, конечно, нет, но вот, например, демпинг – это серьезная проблема. Особенность нашей компании в том, что СК «Альянс» не планирует любыми способами увеличить свою долю рынка. Мы – сторонники так называемого технического андеррайтинга, то есть реальной оценки риска с учетом всех связанных с ним факторов. Политика компании достаточно консервативна и направлена, прежде всего, на выполнение своих обязательств. В этой связи мы не стремимся к заключению договора любой ценой, для нас важно понимание сути риска, а также того, как мы будем урегулировать возможные убытки.

Что касается прогнозов будущего страхования грузов в России, я считаю, что резких изменений в динамике сборов и выплат в ближайшие год-два не произойдет. Даже у крупных международных брокеров не чувствуется особого интереса к страхованию грузов, не говоря уже о мелких посредниках. Страховой рынок нашей страны по-прежнему всецело увлечен автомобильным страхованием, но страхование грузов – это также стабильный и рентабельный бизнес. Грузы есть везде, даже в космос «возят» грузы. Потенциал для роста, несмотря на общую тенденцию к снижению тарифов, остается очень большим. Мало охвачены страхованием железнодорожные перевозки, многие виды деятельности остаются незащищенными за счет исторически сложившихся особенностей рынка.

С повышением легализации внешнеторговых сделок, сокращением объемов серого импорта, расширяется возможность предоставления адекватной страховой защиты грузоперевозок, так как становится реальным обоснование имущественного интереса выгодоприобретателя и цены груза. В результате во многих сферах, где страхование было скорее формальностью, оно становится реально работающим инструментом защиты грузовладельца, гарантией его стабильного финансового положения. До исчерпания этого ресурса нам еще очень далеко, так что работать есть над чем.

Кроме того, положительно сказалась бы на росте уровня проникновения в данном виде страхования некоторая дебюрократизация - упрощение и соответственно ускорение процессов оформления страхования и урегулирования убытков. Технические решения для решения таких задач существуют, и мы этому уделяем внимание.

Наша компания намерена продолжать работу на данном рынке, как в области международных программ, созданных для крупных и сверхкрупных клиентов и партнеров глобального Allianz, так и со средними и небольшими клиентами. Используя обширную сеть филиалов по стране, мы хотим в ближайшем будущем значительно упростить доступ к данному виду страховой защиты как в Москве, так и в регионах. Мы планируем по возможности увеличивать охват региональных рынков с учетом тех потребностей в страховой защите, которые видим в регионах, с учетом обеспечения своевременного и адекватного урегулирования убытков.


2 июля 2013 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Регулирование, Страхование грузов, Страхование ответственности
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.60 (голосовало: 5 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
3 июля 2013 г. 16:46 Хрюндель
Однобокий взгляд какой-то.. Проблемы понятны,но.. Геннадий Владимирович, как-то недружелюбно Вы настроены к своим страхователям.. Они у Вас какие то мошенники отпетые - от налогов убегают, ведут "полулегальную деятельность", а экспедиторы , хитрецы, специально страхователям себя пишут чтобы с регрессом к ним не пришли.. Очень грустно, что это написано человеком из бизнеса,который должен понимать задачи и трудности своих клиентов, в конце концов, именно они ему платят зарплату.... Коротко : экспедиторы выступают страхователями для удобства клиента( грузовладельца),который в большинстве ничего общего не хочет иметь со страховыми (как при страховании,так и при страховом случае) поэтому это отдается экспедитору в нагрузку ,учитывая стоимость премии относительно стоимости перевозки,для экспедитора это скорее лишняя работа и обуза... Серость и полулегальность и прочая перевозчиков исходят из требований их клиентов - грузовладельцев и в итоге общей экономической политики в РФ ... А с чем согласен так в необходимости обязательном страховании перевозчиков в части ответственности за груз.. Это действительно обезопасит грузовладельцев и страховщиков груза.. Вот лобированием этого вопроса и занялись бы крупные страховщики..
4 июля 2013 г. 14:51 елена
Удивительные цифры Альянса по официальным данным доля посредников по страхованию грузов 48% ! Соответственно половина заключаемых договоров с комиссией!
14 августа 2013 г. 14:46 KING
грузы-экспедиторы
Касательно страхования ответсвенности экспедитора, перевозчика в данной статье указано, что: "Ситуация существенно осложняется тем полулегальным положением, в котором находится сегодня страхование договорной ответственности транспортной компании, перевозчика, экспедитора, оператора склада за сохранность груза".
"С одной стороны, эти виды страхования противоречат законодательству, что неоднократно подчеркивалось регулятором, с другой стороны, многие уважаемые компании закрывают на это глаза и выпускают такие полисы".
Альянс сейчас выдает договора страхования ответственности перевозчика, экспедитора под видом договора страхования грузов -указывая агрегатный лимит на год.
Что касается полулегальности, есть ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
№ 16996/09
Москва 13 апреля 2010 г. где в споре между "Югорией" и логистической компанией "ИТЕКО" на предмет действительности договора страхования ответственности экспедитора суд признал такой договор соответсвующий нормам гражданского кодекса ст. 929 ГК и общим принципам Гражданского права.
Таким образом такие договра вполне легитимные, если Страховщик заключил их на основании залицинзированных Правил.
Могу выслать данное постановление всем заинтересованным лицам.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: