Спецдепозитарий – неработающее решение для назревших проблем
Григорьев Александр Валерьевич
Генеральный директор ОСАО «Ингосстрах», председатель правления до 07.04.2014 г.
|
Сможет ли такая мера, как введение спецдепозитариев, способствовать усилению реального контроля за состоянием активов и резервов страховщиков?
Недавно в закон о страховом деле были внесены поправки, которые вводят новые принципы контроля за активами страховщиков. В соответствии с ними, с июля 2015 года страховщики жизни и компании, занимающиеся обязательными видами страхования, а также пенсионным страхованием, должны будут хранить ценные бумаги, в которые размещены их резервы и собственные средства, в специализированном депозитарии. По замыслу авторов этих поправок надзорные органы смогут лучше контролировать активы страховщиков и оценивать их качество.
На мой взгляд, спецдепозитарий не сможет четко и качественно решить эту задачу. Более того, это «ноу-хау» отечественной законодательной и регулирующей мысли, которой нет нигде в мире, и на мой взгляд, это просто свидетельство неэффективности и неспособности действующего надзора очистить рынок от «рисования» балансов.
Первое возражение заключено в том, что сегодня более 60% активов, указанных и «нарисованных» в балансах – это денежные инструменты (банковские векселя, банковские депозиты и пр.), которые не подлежат учету в спецдепозитариях. А у тех компаний, кто «рисует» отчеты, эта цифра еще больше. И если векселя банков еще можно как-то поставить на учет в спецдепе (для этого придется переписать массу инструкций ЦБ и Минфина, а заодно и инструкций по бухгалтерскому учету), то как спецдеп будет учитывать депозиты, особенно короткие, мне вообще не ясно. В акциях и облигациях, учитываемых обычными депозитариями, у страховщиков размещено не так много средств, и их можно поставить под контроль и проверять хоть сейчас, без всяких депозитариев. Вопрос - что это даст надзору? А что делать с недвижимостью? Ведь нынешний порядок регистрации объектов недвижимости вообще никак не стыкуется с требованиями Минфина к страховщикам ни по срокам, ни по сути. А как раз в недвижимости страховщиков и в производных инструментах по ней «зарыто» много интересного.
Второй тезис: как разделить в активах компании резервы по обязательным видам, подлежащим контролю и остальным? Значит, надо составить новые инструкции по требованиям к размещению покрытия резервов и капитала.
В-третьих, по замыслу разработчиков поправок, основная функция спецдепозитария – контролировать соответствие приобретаемых страховщиком активов приказам № 100н и 149н. Но те, кто предложил эту идею, видимо, просто плохо понимают принципы страхового и бухгалтерского учета. Например, страховщик сегодня покупает здание, а вчера он оплатил крупный убыток, по которому еще не пришло возмещение от перестраховщиков – состояние резервов изменилось и вчера, и сегодня. И как спецдепозитарий сможет это отслеживать? У такого крупного страховщика как «Ингосстрах» в день проводится около 50 тысяч операций, которые ежедневно влияют на размер резервов. Фактически страховщик должен будет предоставлять в спецдепозитарий ежедневный баланс. А значит, все разговоры о том, что ежедневная отчетность пока вводиться не будет и работа спецдепозитариев позволит отложить эту меру, оказываются пустыми.
А как решить проблемы с программным обеспечением? Ведь спецдепозитарий должен иметь программные средства, позволяющие проводить ежедневный мониторинг изменения активов каждого страховщика. Программа, которая позволяет составлять ежедневный баланс, создавалась в «Ингосстрахе» 15 лет, и на рынке нет ничего подобного. Сколько времени потребуется спецдепозитариям на создание аналогичного программного обеспечения?
Страховщики должны будут выполнить требование закона и у себя создать абсолютно новые программные средства, позволяющие вести ежедневный баланс? Сколько это будет стоить, сколько времени это займет? Кто-нибудь реально оценивал последствия для рынка этих «нововведений»? Что будут делать надзор с теми, кто это не сделает? Отзывать лицензии?
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и кадровые вопросы. В одном только «Ингосстрахе» финансово-экономическое подразделение и бухгалтерия – это суммарно 350 человек, сколько же тогда сотрудников должно работать в спецдепозитарии, чтобы все это проверять? Сотрудники спецдепозитария не просто должны соответствовать определенным требованиям (их пока еще никто не сформулировал, каким), в нем должны работать профессионалы, разбирающиеся и в страховом деле и в бухгалтерском учете. Откуда они возьмутся? Может быть, страховщики, которым придется сдавать данные в спецдепозитарии, отдадут туда своих лучших сотрудников? Сомневаюсь.
Еще более спорный тезис о том, что введение спецдепозитариев станет наказанием для «плохих» страховщиков. Ведь у «плохих» страховщиков вообще нет никаких резервов, все деньги ими уже выведены, спецдепозитарию там делать будет нечего.
«Ингосстрах» много лет твердит о том, что необходим другой путь. Прежде всего - введение МСФО и актуарного аудита. Понимая, что это не возникнет одномоментно (хотя если бы Минфин и Страхнадзор послушались бы нас лет 5-6 назад, то мы бы сейчас имели уже совершенно другое качество надзора). «Ингосстрах» неоднократно предлагал принципиально другую систему контроля, построенную на экспертных показателях - индикаторах. Например, если в портфеле страховой компании 60 % занимает ОСАГО, 20 % - каско, 20 % - ответственность, то коэффициенты резервов этой компании в соотношении к сборам и примерная структура активов для выполнения обязательств тоже ясна. При таких индикаторах и при введении института кураторов надзор относительно небольшим количеством сотрудников будет в состоянии контролировать те 200 - 300 компаний, которые сейчас реально работают. И при этом достаточно будет простых программных средств на базе EXCEL, чтобы понять, что творится у той или иной компании. А поняв, надзор должен будет проводить реальную проверку конкретной компании – и все! Никакой спецдеп не нужен.
В целом, норма о спецдепозитарии, вызывает массу вопросов. Весь этот проект скорее напоминает поверхностные изыски дилетантов, далеких от реалий страхового рынка и не представляющих бухгалтерский учет, но стремящихся доказать что они что-то делают.
В Центробанке РФ за многие годы выработан принципиально другой, более высокий уровень качества надзора за банками. И у меня есть надежда, что новый мегарегулятор сначала глубоко изучит данный вопрос, прежде чем необдуманно подходить к принятию решений, способных ввергнуть рынок в кризис, но ничего не дающих для реального улучшения его качества.