Введение страхового омбудсмена – предпосылки и перспективы
Юргенс Игорь Юрьевич
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС)
|
Почему в России на страховом рынке для разрешения споров в досудебном порядке до сих пор не используется институт омбудсмена, эффективно работающий в ряде западных стран? Что необходимо, чтобы страховой омбудсмен в России появился?
Созданию эффективно работающего института омбудсмена, решения которого были бы обязательны для выполнения субъектами рынка, мешает, прежде всего, отсутствие соответствующего закона в нашей стране. Более того, подобного законопроекта нет и в планах Государственной Думы на две ближайшие сессии. Пока у нас есть только призыв Центробанка подумать о добровольном введении омбудсмена на страховом рынке по аналогии с банковским.
Опыт работы такого «добровольного» омбудсмена на банковском рынке Павла Медведева показывает следующее. Во-первых, ему очень серьезно помогали банки (заметьте, сами банки, а не потребители банковских услуг!). Работа омбудсмена связана с определенными расходами - ему нужен офис, нужна разветвленная система информаторов, нужны юристы, эксперты и прочий персонал. Это очень дорогое дело. Честь и хвала АРБ, что на каком-то этапе они признали важность этого и выделяли помощь омбудсмену из бюджета АРБ.
Во-вторых, Павел Медведев в тот момент был депутатом Государственной думы, а значит, обладал всем соответствующим инструментарием – возможностью депутатского запроса и так далее. Но и при этом, на своем личном авторитете и с высоты статуса депутата Павел Алексеевич имел возможность разрешить лишь часть из того множества конфликтов, по которым получал запросы. Таким образом, до тех пор, пока деятельность финансового омбудсмена либо омбудсмена на страховом рынке не будет регламентирована законом, велика вероятность, что этот институт у нас заработает с трудом. Однако и после принятия закона, чтобы дело реально пошло, нужно будет создавать большую структуру с соответствующим финансированием.
В Германии институт омбудсмена в страховании действительно работает эффективно. С каждой жалобы, поданной на страховщика, вне зависимости от того, согласен с ней страховщик или нет, страховщик платит автоматом установленную сумму , плюс какие-то деньги он обязан вносить на содержание данной службы на регулярной основе. В службе омбудсмена заняты порядка 400 человек, которые занимаются разбором жалоб страхователей.
И что, конечно же, будет очень важно – это авторитет того человека, которого назначат на место страхового омбудсмена. Это должен быть человек кристальной честности, признанный профессиональным сообществом. И найти его будет трудно, и снабдить его действующим экономико-правовым механизмом будет не менее трудно.
Страховой омбудсмен должен учитывать интересы обеих сторон страхового спора. Это важное дополнение, ведь у нас в общественном мнении иногда путают, кого он должен защищать. Есть бизнес-омбудсмен Борис Титов, так вот он защищает интересы предпринимателей. И как бизнес-омбудсмен он обратился в ряд страховых компаний и ассоциаций с предложением включить в его систему новых людей, которые бы занимались защитой предпринимателей на страховом рынке, то есть страховщиков.
Мы же сейчас решаем противоположную задачу – создание на страховом рынке адекватной системы защиты прав потребителей, то есть страхователей. Это совершенно другая задача, реализация которой обойдется намного дороже и потребует создания намного более разветвленной системы. Но в целом, рынок от ее создания, безусловно, выиграет, ведь досудебное урегулирование всегда обходится сторонам дешевле, чем попытки разрешить конфликт через суд.
Поэтому, обобщая вышесказанное, скажу так. Хотим ли мы, чтобы в России появился страховой омбудсмен? Да, мы очень этого хотим. На вопрос Центробанка о необходимости такого института досудебного урегулирования мы прямо заявили что мы, безусловно, хотим омбудсмена на страховом рынке. Но пока этого закона нет, нам приходится искать другие схемы развития досудебного урегулирования страховых споров. Если появится и будет обсуждаться проект закона, в котором будет прописан работоспособный и эффективный механизм функционирования института омбудсмена на российском страховом рынке, мы с удовольствием поддержим работу над ним и сделаем все, чтобы объединить усилия сообщества в данном вопросе.