Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Саморегулирование, Антимонопольная политика, Страховые стандарты, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование
Страхование в России - на пороге новой эры
Юргенс Игорь Юрьевич
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС)
страхование сегодняКак стандартизация различных аспектов страховой деятельности может быть реализована в рамках концепции саморегулирования и расширения полномочий объединения страховщиков? Не противоречит ли утверждение единых стандартов требованиям антимонопольного законодательства?

Наш рынок вступает в стадию саморегуляции. Это вносит существенные новые элементы в его функционирование, будут появляться новые инструменты регулирования. Центральный банк поставил перед нами задачу разработки стандартов страховой деятельности, в том числе по одному из сложнейших видов страхования – по автокаско. Такие стандарты сформируют свод правил поведения на страховом рынке, при этом в условиях конкуренции страховая компания будет вправе улучшить свое предложение для потребителя по сравнению с минимальным стандартом. А потребитель будет знать тот стандартный минимум, который ему должна предоставить страховая компания.

ВСС совместно с Службой Банка России по финансовым рынкам ведет активную работу над законопроектом о СРО. Этот законопроект качественно отличается от базового закона о СРО. Номером один среди обязательных функций к СРО в нем указана разработка стандартов, как отраслевых (стандартный страховой продукт, стандартные правила страхования), так и более крупных, системных (стандарты раскрытия информации, поведения на рынке, взаимодействия с потребителем услуг). Стандартизировать предстоит довольно многое, может быть, даже придется создавать стандарт проведения президиума ВСС – что и как на нем надо обсудить, как проводить голосование, как оформляется решение и т.д.

Такая стандартизация определяет поведение на рынке как самой СРО, так и всех ее членов. В законопроекте есть положение, вводящее обязательность членства в СРО. Это налагает очень большую ответственность на эту СРО, поскольку выход или исключение из нее становится основанием для лишения ее лицензии и ухода с рынка. Все эти процедуры также предстоит стандартизировать.

Согласно позиции ЦБ, разработка стандартов для страхового рынка возлагается на ВСС. Есть вариант преобразования ВСС в СРО после принятия данного федерального закона, однако ряд стандартов можно и нужно готовить, не дожидаясь этого момента. Разработка и согласование с органами страхового надзора стандартных правил страхования по отдельным видам успешно велась нами задолго до возникновения проекта по СРО. Эта работа будет продолжаться, потребность в ней диктуется самой жизнью.

Что касается второй части вопроса по поводу антимонопольного регулирования. Не  секрет, что и сейчас у ряда крупных компаний-членов ВСС есть претензии к ФАС. Мы обратились в ФАС с предложением переформатировать экспертный совет при ФАС по страхованию, передав разработку отдельных вопросов создаваемым целевым рабочим группам. Естественно, СРО на каждом финансовом рынке может быть не только одна, создавать СРО-монополиста на рынке, наверное, было бы неправильно, в этом я, скорее, согласен с ФАС. У компании должна быть возможность, если ситуация внутри СРО ее категорически не устраивает, перейти в другую организацию. В то же время в законопроекте предусмотрен ограничительный порог – только не менее 30 % участников рынка имеют право образовать СРО. При этом страховая организация не сможет работать на страховом рынке, не являясь членом СРО, то есть каждый страховщик будет обязан вступить хотя бы в одну из действующих на рынке СРО.

Согласно законопроекту, назначение статуса СРО и делегирование соответствующих полномочий будет зависеть от того, какие стандарты деятельности организация сможет принять на себя. Мы поддерживаем стремление более мелких или региональных компаний объединяться для решения каких-то своих проблем, но при этом приходится признать, что крупные компании тяготеют к объединению в каком-то одном центре, потому что именно там будут решаться задачи общегосударственного уровня.

Вообще стандартизация становится общей парадигмой для мегарегулятора и для всех небанковских финансовых учреждений. Через стандартизацию Центробанк намерен навести порядок на финансовых рынках, включая страховой. Регулятор признает, что невозможно в одиночку модернизировать финансовые рынки России за тот срок, за который это необходимо, поэтому будут задействованы силы самих рынков в виде саморегулируемых организаций.

По мере созревания этих организаций, им будут делегироваться все новые и новые полномочия и дополнительная ответственность, но в обмен на это организация будет лишаться части своего суверенитета, которым она обладала раньше, она будет становиться элементом такого частно-государственного партнерства. Если вспомнить работу ВСС в 90-е годы, ни перед каким надзором ни по какой категории своей деятельности мы не отчитывались, а сейчас будут создаваться регламенты наших отношений с ЦБ и мы в определенной мере станем им подотчетны.

Пока остается открытым вопрос о соотношении работы саморегулируемых организаций, созданных в исполнение федеральных законов по обязательным видам страхования, и общей СРО, особенно с учетом того, что у нас одни и те же компании-члены. Как будет осуществляться разведение или сведение стандартов ВСС со стандартами этих организаций, пока не определено. Исходя из того, что Президиумы наших организаций в какой-то мере идентичны, входящие в эти организации компании не видят проблем, требующих срочного решения. Однако в перспективе будет необходима реорганизация по одному из двух вариантов: либо мы присоединяемся к профильным СРО как зонтичная структура, либо, наоборот, они становится нашими подразделениями. Предполагаемый закон о СРО на финансовых рынках достаточно гибок, поэтому можно обсуждать различные сценарии развития. Но сначала, как я уже неоднократно говорил, государство должно окончательно определиться с моделью государственного регулирования на нашем рынке, а после этого мы уже определимся с саморегулированием.

Резюмируя, можно сказать, что идет процесс общего «взросления» рынка и ЦБ, ФАС и ВСС будут работать вместе над решением проблем, наблюдать за качеством страховых услуг, искать грамотные, не противоречащие друг другу решения.


7 ноября 2013 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Саморегулирование, Антимонопольная политика, Страховые стандарты, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.27 (голосовало: 11 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: