Величина ущерба и стоимость ремонта – на пути к консенсусу
Бунин Павел Борисович
Президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) до 15.01.2015 г.
|
С чем РСА подходит к завершению процесса разработки и согласования единой методики оценки ущерба по ОСАГО? В чем преимущества использования нового документа? Как планируется организовать работу по созданию ценовых справочников по ремонту автомобилей?
Единая методика оценки ущерба по ОСАГО должна была появиться сразу после принятия закона, однако за 10 лет она так и не была создана. Отсутствие единой методики приводит к существенным расхождениям при оценке ущерба и конфликтным ситуациям. Это в свою очередь дает почву для злоупотреблений со стороны автоюристов и позволяет недобросовестным страховым компаниям затягивать работу по урегулированию убытков (напомню, в год урегулируется около 2,5 миллионов убытков, выплаты по которым страховые компании должны обеспечить в сроки, установленные законодательством). При этом в год происходит порядка 600 тысяч судебных разбирательств по автострахованию. Понятно, что эту ситуацию нужно было менять. Именно поэтому в прошлом году РСА выступил с инициативой взять на себя организацию работы по созданию единой методики оценки ущерба и правил проведения технической экспертизы. Почти сразу был сформирован Экспертный совет, в который мы пригласили всех желающих – представителей органов государственной власти, страховых компаний, организаций по защите прав потребителей, технических экспертов и других. Многие специалисты активно откликнулись на наше предложение. Cбор и сведение предложений в единый проект проходили с ноября 2013 по январь 2014 г. В период работы над проектом участники экспертного совета высказывали свои мнения, вносили предложения, которые были учтены в итоговом согласованном проекте. Более того экспертный совет, на котором рассматривался итоговый проект методики и правил проведения был открытыми для прессы.
В настоящее время подготовка проектов «Единой методики определения размера восстановительных расходов в отношении поврежденного транспортного средства» и «Правил проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» завершена. Никаких радикальных новаций в разработанной методике не появилось – она по-прежнему учитывает износ, а из Постановления Правительства РФ № 361 от 24.05.2010 г. в методику перешел ряд действующих норм и формул, скорректированных с учетом сложившейся практики. На первом этапе страховщики могут использовать методику на добровольной основе, поскольку по действующему законодательству Российской Федерации РСА не наделен правом сделать документ обязательным для всех участников рынка. Утверждение разработанных проектов пройдет на ближайших заседаниях Правления и Президиума РСА. В феврале методика будет направлена на согласование в Центральный банк. Правовой статус документа может измениться после принятия изменений в закон по ОСАГО. И только после этого можно будет говорить о реальных сроках внедрения методики в повсеместную практику.
Следующим этапом нашей совместной работы с привлеченными экспертами станет разработка методики формирования ценовых справочников, которые тоже будут доступны для всех и обеспечат прозрачность расчетов. Хотя понятно, что в первую очередь это документ для производителей программных продуктов. Работа по созданию ценовых справочников предполагает серьезное изучение цен на запасные части, лакокрасочные материалы и ремонтные работы. Мы рассчитываем, что ценовые справочники будут обновляться раз в полгода. Чтобы учесть региональные различия в стоимости, будет применяться метод усреднения по 12 экономическим зонам Российской Федерации. Нам предстоит работа с огромным массивом информации, – предполагается, что там будет более 80 миллионов записей, – поэтому понятно, что это процесс займет время.
Утверждение методики должно снять проблему разногласий при оценке ущерба, полученного транспортным средством в ДТП. Если все эксперты будут действовать в соответствии с едиными правилами, то споров возникать не будет - а от этого выиграют и страховщики, и страхователи. Кроме того, в условиях применения единой, обязательной для всех методики закончится практика недобросовестных автоюристов. При этом мы рассчитываем, что справочники, которые будут создаваться на основании методики, будут отражать реальную стоимость ремонта и запчастей. Таким образом, потерпевший сможет получить однозначно определяемую сумму возмещения, справедливо рассчитанную с учетом действующих реалий.