Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Перестрахование, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование
Перестрахование стоит перед выбором модели развития. И способов выживания.
Платонова Элла Леонтьевна
Президент НП «Национальная Страховая Гильдия», заместитель генерального директора ООО СК «ТИТ» по стратегическому развитию, руководитель оргкомитета Всероссийской конференции по перестрахованию
страхование сегодняКаковы пути развития национального перестраховочного рынка России? Как изменение политической и экономической обстановки может повлиять на работу в сфере перестрахования?

События, происходящие сегодня на политической арене, заставляют представителей перестраховочного бизнеса всерьез задуматься о пересмотре подходов к развитию национального рынка перестрахования в России. Мы попали в новую реальность, это внесет серьезные коррективы в организацию национального перестрахования и планы компаний. Причем речь идет не только о российских компаниях, так как трудно себе представить более трансграничный бизнес чем перестрахование.

Страховщики и перестраховщики вынуждены ожидать последствий применения санкций в адрес России с четырех сторон: со стороны банковской системы, со стороны финансовой системы в целом, со стороны глобальных перестраховщиков в части операций перестрахования российских рисков за рубежом и, наконец, последствия возможного понижения международных рейтингов наших компаний из-за понижения рейтинга страны. Исходя из интересов российских перестраховщиков, понижение странового рейтинга и перестрахование рисков в западных компаниях – это наиболее острые темы.

Российским перестрахователям и до применения санкций к России было непросто общаться с западными перестраховщиками из-за особенностей местных рисков и правоприменительной практики. Теперь же есть опасение, что у наших западных партнеров могут появляться стоп-листы российских компаний, риски которых не будут приниматься.

Что касается рейтингов, то ситуация двоякая. С одной стороны, после понижения странового рейтинга договоры перестрахования могут быть аккумулированы у крупных системообразующих страховщиков. С другой стороны, сами эти крупнейшие компании (даже те, в которых наличествует западный акционерный капитал) серьезно подвержены и политическим, и финансовым рискам.

В этой связи не позавидуешь мегарегулятору, который должен учесть все нюансы политической и экономической ситуации и выйти на растущий рынок, оставив позади главный недостаток отечественного страхового рынка - низкую рентабельность. Надеюсь, что при подготовке решений ЦБ будут учтены риски в сфере перестрахования. В этом плане, мне приятно отметить, что в работе Всероссийской Конференции по перестрахованию (которая проводилась под эгидой Комитета ВСС по перестрахованию в этом году уже в 18-й раз) приняли участие представители ЦБ, это говорит об их готовности к прямому диалогу с перестраховщиками.

На последнем заседании Комитета по перестрахованию были сформулированы некоторые пожелания к регуляторам. В частности, ВСС предложено ходатайствовать перед МинФином о введении режима предоставления страховым компаниям государственных гарантий в отношении страховых выплат по рискам, требующим перестрахования на международных рынках. В тех случаях, если на момент осуществления таких выплат цедент, страхователь или выгодоприобретатель оказывается под действием международных санкций, что приводит к невозможности получения им долей страхового возмещения от иностранных перестраховщиков, решение вопроса должно взять на себя государство. Кроме того, предложено рассмотреть вопрос о привлечении юридической компании, специализирующейся на международном праве и вопросах применения санкций, для предоставления членам ВСС юридических заключений по действиям санкций, потенциальных рисков и их влияния на отрасль.

Не так давно мне в литературе встретилась нестандартная формулировка понятия страхования: «Страхование - это система гарантированного капитала, для взаимопомощи финансовых партнёров, с целью их продуктивного обмена социальными и экономическими возможностями.» Мне кажется, это определение применимо не только к страхованию, но и к перестрахованию, и его неплохо было бы сделать девизом всей нашей профессиональной жизни.

В последнее время обсуждается ряд проектов в области развития сотрудничества в сфере страхования и перестрахования, а в перспективе - создание единого страхового пространства в рамках ЕврАзЭс и Таможенного союза. 2 апреля 2014 Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддержал Протокол о создании общего страхового рынка государств – членов ЕврАзЭС (России, Белоруссии и Казахстана). Если Протокол будет реализован – это позволит:

- привести законодательство сторон, регулирующее страховую деятельность, в соответствие с требованиями международных стандартов и с международной практикой страхового надзора;

- установить общие принципы лицензирования страховых (перестраховочных) организаций, единые требования к порядку формирования уставного капитала, платежеспособности и финансовой устойчивости, передаче рисков на перестрахование.

На мой взгляд, целесообразно было бы объединить перестраховочную емкость в масштабах Евразэс и лоббировать отмену ограничительных требований к рейтингу перестраховщиков в его странах-участниках.

Нам предстоит непростой период. По данным «Эксперт Ра» темпы прироста страховых взносов в 2013 году составили 12%, что на 10 процентных пунктов ниже аналогичного показателя предыдущего года (объем рынка составил 905 млрд. рублей). Негативная ситуация в экономике сказалась в первую очередь на страховании имущества юридических лиц, страховании заемщиков и страховании автокаско. Понятно, что и 2014 год для страхового рынка будет крайне сложным. Прирост общероссийских страховых премий в 2014 году мог бы составить при оптимистическом сценарии развития экономики 6-7%, при пессимистическом – не более 3%, а это диапазон соответственно между 990 и 930 млрд. руб. по году. При этом надо помнить, что формула «нет роста страховых премий - нет роста и перестраховочных», далеко не всегда работает, так как зарубежный входящий бизнес способен компенсировать эту ситуацию, но, боюсь, не в этом году.

Уход с рынка крупных компаний «Россия», «ГУТА-Страхование» и в перспективе некоторых других уменьшают перестраховочную ёмкость в России. В то же время ужесточение конкуренции между западными перестраховочными компаниями и их растущий интерес к российским портфелям делает их ёмкости более привлекательными для нас, конечно при условии, что санкции не лишат нас возможности пользоваться этими ёмкостями.

Однако, у нас есть и поводы для оптимизма. Олимпийские игры в Сочи, безусловно, стали грандиозным и очень значимым событием для нашей страны, дав мощный импульс развития многим отраслям экономики, в том числе страхованию и перестрахованию строительно-монтажных рисков. Для проведения игр были построены сотни километров новых дорог, уникальные спортивные объекты, порты, железная дорога, реконструирован аэропорт. Строительство и реконструкция практически всех сочинских объектов была застрахована и перестрахована.

Положительным фактором развития рынка является и то, что к настоящему времени российскими перестраховщиками накоплен большой опыт работы международного уровня в лучших его традициях. Получены и во многом отшлифованы инструменты договорной работы как факультативной, так и облигаторной. Выверены международные оговорки, подготовлен глоссарий страховых и перестраховочных терминов, кодекс этики, правила делового оборота Подготовлен такой кадровый состав перестраховщиков и брокеров, который способен обеспечивать добросовестную работу по обеспечению надежной перестраховочной защиты.

Нашей перестраховочной отрасли чуть больше 20 лет, и она, безусловно, состоялась и имеет все предпосылки для развития. Тем не менее, сейчас крайне актуален вопрос: как и куда двигаться российскому перестраховочному рынку? Нам необходима модель не только надежности, но и роста. Где тот правильный вариант смешения российского, западного и восточного подходов? Во многом от нас с вами зависит какой будет эта модель.

Я попытаюсь перечислить все витающие на рынке идеи продвижения к созданию этой самой новой модели (сразу оговорюсь, что далеко не со всеми из них я согласна):

Идея № 1. Преодоление ряда проблем может решиться в рамках Таможенного Союза, а возможно БРИКС и ШОС.

Идея № 2. Решение ряда рыночных проблем можно найти в реализации проекта создания Международного Финансового Центра, а внутри него специального проекта «Москва – центр восточно-европейского перестрахования», хотя бы для рисков из бывших советских республик.

Идея № 3. Государственная перестраховочная компания. Разговорам о возможности ее создания уже 20 лет, но сегодня снова в СМИ зазвучало, то ли в шутку, то ли всерьез, что на страховом рынке должна появиться страховая и перестраховочная компания со 100% участием государства в капитале и двумя основными задачами, первая из которых – страхование и перестрахование крупных рисков, вторая – обеспечение работы по страхованию всех обязательных видов страхования.

Идея № 4. Создание национальной перестраховочной емкости по типу пуловых соглашений. С подобным предложением уже выступило антитеррористическое объединение РАТСП, которое продвигает идею создания такой емкости по классическим имущественным видам страхования на базе своего пула, который на данный момент обладает емкостью в 200 млн.долларов США.

Идея № 5. Создание перестраховочных программ с альтернативными перестраховочными рынками, например, такими как Индия и Китай.

Идея № 6. Задействование новаций и альтернатив традиционного перестрахования.

Все это – темы для больших дискуссий с участием представителей сообщества и государственных регулирующих органов.

В любом случае, национальный рынок перестрахования страны, попавшей под международные санкции должен направить все свои усилия и потенциал для анализа ситуации и поиска решений к выходу в более зрелое состояние, понимая, что любой кризис - это возможность для развития.


21 апреля 2014 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 8.42 (голосовало: 19 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: