Перестрахование стоит перед выбором модели развития. И способов выживания.
Платонова Элла Леонтьевна
Президент НП «Национальная Страховая Гильдия», заместитель генерального директора ООО СК «ТИТ» по стратегическому развитию, руководитель оргкомитета Всероссийской конференции по перестрахованию
|
Каковы пути развития национального перестраховочного рынка России? Как изменение политической и экономической обстановки может повлиять на работу в сфере перестрахования?
События, происходящие сегодня на политической арене, заставляют представителей перестраховочного бизнеса всерьез задуматься о пересмотре подходов к развитию национального рынка перестрахования в России. Мы попали в новую реальность, это внесет серьезные коррективы в организацию национального перестрахования и планы компаний. Причем речь идет не только о российских компаниях, так как трудно себе представить более трансграничный бизнес чем перестрахование.
Страховщики и перестраховщики вынуждены ожидать последствий применения санкций в адрес России с четырех сторон: со стороны банковской системы, со стороны финансовой системы в целом, со стороны глобальных перестраховщиков в части операций перестрахования российских рисков за рубежом и, наконец, последствия возможного понижения международных рейтингов наших компаний из-за понижения рейтинга страны. Исходя из интересов российских перестраховщиков, понижение странового рейтинга и перестрахование рисков в западных компаниях – это наиболее острые темы.
Российским перестрахователям и до применения санкций к России было непросто общаться с западными перестраховщиками из-за особенностей местных рисков и правоприменительной практики. Теперь же есть опасение, что у наших западных партнеров могут появляться стоп-листы российских компаний, риски которых не будут приниматься.
Что касается рейтингов, то ситуация двоякая. С одной стороны, после понижения странового рейтинга договоры перестрахования могут быть аккумулированы у крупных системообразующих страховщиков. С другой стороны, сами эти крупнейшие компании (даже те, в которых наличествует западный акционерный капитал) серьезно подвержены и политическим, и финансовым рискам.
В этой связи не позавидуешь мегарегулятору, который должен учесть все нюансы политической и экономической ситуации и выйти на растущий рынок, оставив позади главный недостаток отечественного страхового рынка - низкую рентабельность. Надеюсь, что при подготовке решений ЦБ будут учтены риски в сфере перестрахования. В этом плане, мне приятно отметить, что в работе Всероссийской Конференции по перестрахованию (которая проводилась под эгидой Комитета ВСС по перестрахованию в этом году уже в 18-й раз) приняли участие представители ЦБ, это говорит об их готовности к прямому диалогу с перестраховщиками.
На последнем заседании Комитета по перестрахованию были сформулированы некоторые пожелания к регуляторам. В частности, ВСС предложено ходатайствовать перед МинФином о введении режима предоставления страховым компаниям государственных гарантий в отношении страховых выплат по рискам, требующим перестрахования на международных рынках. В тех случаях, если на момент осуществления таких выплат цедент, страхователь или выгодоприобретатель оказывается под действием международных санкций, что приводит к невозможности получения им долей страхового возмещения от иностранных перестраховщиков, решение вопроса должно взять на себя государство. Кроме того, предложено рассмотреть вопрос о привлечении юридической компании, специализирующейся на международном праве и вопросах применения санкций, для предоставления членам ВСС юридических заключений по действиям санкций, потенциальных рисков и их влияния на отрасль.
Не так давно мне в литературе встретилась нестандартная формулировка понятия страхования: «Страхование - это система гарантированного капитала, для взаимопомощи финансовых партнёров, с целью их продуктивного обмена социальными и экономическими возможностями.» Мне кажется, это определение применимо не только к страхованию, но и к перестрахованию, и его неплохо было бы сделать девизом всей нашей профессиональной жизни.
В последнее время обсуждается ряд проектов в области развития сотрудничества в сфере страхования и перестрахования, а в перспективе - создание единого страхового пространства в рамках ЕврАзЭс и Таможенного союза. 2 апреля 2014 Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддержал Протокол о создании общего страхового рынка государств – членов ЕврАзЭС (России, Белоруссии и Казахстана). Если Протокол будет реализован – это позволит:
- привести законодательство сторон, регулирующее страховую деятельность, в соответствие с требованиями международных стандартов и с международной практикой страхового надзора;
- установить общие принципы лицензирования страховых (перестраховочных) организаций, единые требования к порядку формирования уставного капитала, платежеспособности и финансовой устойчивости, передаче рисков на перестрахование.
На мой взгляд, целесообразно было бы объединить перестраховочную емкость в масштабах Евразэс и лоббировать отмену ограничительных требований к рейтингу перестраховщиков в его странах-участниках.
Нам предстоит непростой период. По данным «Эксперт Ра» темпы прироста страховых взносов в 2013 году составили 12%, что на 10 процентных пунктов ниже аналогичного показателя предыдущего года (объем рынка составил 905 млрд. рублей). Негативная ситуация в экономике сказалась в первую очередь на страховании имущества юридических лиц, страховании заемщиков и страховании автокаско. Понятно, что и 2014 год для страхового рынка будет крайне сложным. Прирост общероссийских страховых премий в 2014 году мог бы составить при оптимистическом сценарии развития экономики 6-7%, при пессимистическом – не более 3%, а это диапазон соответственно между 990 и 930 млрд. руб. по году. При этом надо помнить, что формула «нет роста страховых премий - нет роста и перестраховочных», далеко не всегда работает, так как зарубежный входящий бизнес способен компенсировать эту ситуацию, но, боюсь, не в этом году.
Уход с рынка крупных компаний «Россия», «ГУТА-Страхование» и в перспективе некоторых других уменьшают перестраховочную ёмкость в России. В то же время ужесточение конкуренции между западными перестраховочными компаниями и их растущий интерес к российским портфелям делает их ёмкости более привлекательными для нас, конечно при условии, что санкции не лишат нас возможности пользоваться этими ёмкостями.
Однако, у нас есть и поводы для оптимизма. Олимпийские игры в Сочи, безусловно, стали грандиозным и очень значимым событием для нашей страны, дав мощный импульс развития многим отраслям экономики, в том числе страхованию и перестрахованию строительно-монтажных рисков. Для проведения игр были построены сотни километров новых дорог, уникальные спортивные объекты, порты, железная дорога, реконструирован аэропорт. Строительство и реконструкция практически всех сочинских объектов была застрахована и перестрахована.
Положительным фактором развития рынка является и то, что к настоящему времени российскими перестраховщиками накоплен большой опыт работы международного уровня в лучших его традициях. Получены и во многом отшлифованы инструменты договорной работы как факультативной, так и облигаторной. Выверены международные оговорки, подготовлен глоссарий страховых и перестраховочных терминов, кодекс этики, правила делового оборота Подготовлен такой кадровый состав перестраховщиков и брокеров, который способен обеспечивать добросовестную работу по обеспечению надежной перестраховочной защиты.
Нашей перестраховочной отрасли чуть больше 20 лет, и она, безусловно, состоялась и имеет все предпосылки для развития. Тем не менее, сейчас крайне актуален вопрос: как и куда двигаться российскому перестраховочному рынку? Нам необходима модель не только надежности, но и роста. Где тот правильный вариант смешения российского, западного и восточного подходов? Во многом от нас с вами зависит какой будет эта модель.
Я попытаюсь перечислить все витающие на рынке идеи продвижения к созданию этой самой новой модели (сразу оговорюсь, что далеко не со всеми из них я согласна):
Идея № 1. Преодоление ряда проблем может решиться в рамках Таможенного Союза, а возможно БРИКС и ШОС.
Идея № 2. Решение ряда рыночных проблем можно найти в реализации проекта создания Международного Финансового Центра, а внутри него специального проекта «Москва – центр восточно-европейского перестрахования», хотя бы для рисков из бывших советских республик.
Идея № 3. Государственная перестраховочная компания. Разговорам о возможности ее создания уже 20 лет, но сегодня снова в СМИ зазвучало, то ли в шутку, то ли всерьез, что на страховом рынке должна появиться страховая и перестраховочная компания со 100% участием государства в капитале и двумя основными задачами, первая из которых – страхование и перестрахование крупных рисков, вторая – обеспечение работы по страхованию всех обязательных видов страхования.
Идея № 4. Создание национальной перестраховочной емкости по типу пуловых соглашений. С подобным предложением уже выступило антитеррористическое объединение РАТСП, которое продвигает идею создания такой емкости по классическим имущественным видам страхования на базе своего пула, который на данный момент обладает емкостью в 200 млн.долларов США.
Идея № 5. Создание перестраховочных программ с альтернативными перестраховочными рынками, например, такими как Индия и Китай.
Идея № 6. Задействование новаций и альтернатив традиционного перестрахования.
Все это – темы для больших дискуссий с участием представителей сообщества и государственных регулирующих органов.
В любом случае, национальный рынок перестрахования страны, попавшей под международные санкции должен направить все свои усилия и потенциал для анализа ситуации и поиска решений к выходу в более зрелое состояние, понимая, что любой кризис - это возможность для развития.