Критические заболевания – новые подходы к страхованию
Катаргин Сергей Михайлович
Генеральный директор СБ «Независимые страховые консультанты», руководитель проекта «Онкострахование», сооснователь платформы Health Pulse
|
Как развивается предложение продуктов страхования от критических заболеваний на российском рынке? Чем отличаются предложения разных страховых компаний для предприятий и частных лиц?
История развития страхования от критических заболеваний в России такова, что, как правило, эта опция был доступна только в рамках корпоративного договора ДМС. Однако в последнее время страховые компании стали разрабатывать продукты и для физических лиц.
Особое внимание страховщики уделяют проблеме онкозаболеваний. Страхование от онкологических заболеваний – новый вид страхования на российском страховом рынке. По сути, такой полис защищает застрахованного только в случае диагностирования онкологического заболевания.
Сейчас в России уже разработаны несколько вариантов такого страхования. При наступлении страхового случая застрахованный либо получает денежную выплату, либо страховая компания непосредственно оплачивает лечение застрахованного в медучреждении. Накопительный элемент в отечественных полисах по данному риску отсутствует, так как это значительно повышало бы стоимость страхования.
В целом, рынок страхования от критических заболеваний только начал развиваться и очень далек от насыщения, пока этот вид страхования не так популярен у клиентов. Как правило, такого рода договоры страхования заключают юридические лица в пользу своих сотрудников. Привычка покупать полисы страхования от критических заболеваний у граждан пока отсутствует, да и стоимость индивидуального страхования гораздо выше, чем страхования в рамках корпоративных договоров.
Кроме того, при корпоративном страховании существенно ниже требования к застрахованным, чем к индивидуальным клиентам. В индивидуальных договорах обычно присутствует «период ожидания» – временной отрезок, во время которого обнаруженное заболевание не будет считаться страховым случаем. Страховые компании пытаются максимально упростить заключение договора и, зачастую, применяют декларацию о состоянии здоровья. Застрахованный, подписывая такую декларацию, подтверждает, что до момента страхования у него не было обнаружено критическое заболевание и соглашается с возможностью любых проверок со стороны страховой компании, а также со сроками периода ожидания. В разных компаниях период ожидания составляет от 3 до 6 месяцев. А сам договор страхования от критических заболеваний обычно заключается на долгосрочный период (до 10 лет).
В настоящий момент индивидуальное страхование от онкологических заболеваний предоставляют несколько российских компаний: «ВТБ-Страхование», «ЖАСО-ЛАЙФ», ОСЖ «Россия». В компании «Важно.Новое страхование.» совсем недавно появился новый страховой продукт с оплатой лечения в Европе и Америке не только онкологии, но и ряда серьезных операций на сердце и головном мозге, включая аортокоронарное шунтирование, пластику сердечных клапанов, трансплантацию органов.
Еще один принципиальный вопрос, который интересует клиентов - предусматривается ли выплата возмещения деньгами или направление больного на лечения? В действительности разные страховые программы предусматривают разные варианты возмещения. Есть программы с выплатой денег на руки застрахованному, а есть программы с оплатой лечения. Программы с оплатой лечения, как правило, разработаны зарубежными страховыми специалистами и включают в себя зарубежные клиники. Так, например, страховой продукт компании ОСЖ «Россия», разработанный немецкими перестраховщиками предусматривает оплату лечения онкологии в одной из тринадцати частных швейцарских клиник, объеденных в одну сеть под названием «Hirslanden». У компании «Важно.Новое страхование.» лечение застрахованных в Европе и Америке обеспечивает международная ассистанская компания BestDoctors.
В настоящее время основная задача продвижения страхования от онкологических рисков состоит в том, чтобы информировать российское общество о существовании такого рода страховых продуктов. Очень мало наших сограждан вообще знают о том, что можно застраховать себя или близких от онкологических и других смертельно опасных заболеваний. Пока информацию о данных программах мы самостоятельно распространяем, в основном, через сеть интернет. Однако недавно компания «ВТБ Страхование» запустила масштабную рекламную кампанию по радио. Мы поддерживаем такие действия и готовы участвовать в любых рекламных акциях, направленных на популяризацию новых видов страхования, связанных с защитой жизни и здоровья.