Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Налоговый климат, Динамика рынка, Новый страховой продукт, Регулирование, Страхование жизни, Банкострахование
Важно осознать: льготы нужны клиентам, а не страховщикам жизни
Чернин Максим Борисович
Генеральный директор ООО СК «Сбербанк страхование», председатель комитета Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по развитию страхования жизни
страхование сегодняКак можно прокомментировать динамику развития страхования жизни в 1 квартале 2014 года? Какие проблемы сегмента Вы считаете наиболее актуальными и какие способы решения их поддерживаете?

Рынок страхования жизни остается не таким большим по объемам (всего 9,4% от общего страхового рынка России и 0,127% доля в ВВП), но он стремительно рос на протяжении последних отчетных периодов. Более того, я верю, что в перспективе мы обгоним страховщиков не-жизни, бизнесы лайф и нон-лайф будут существовать примерно в равной пропорции. В 1 квартале 2014 года рост несколько замедлился, это связано с рядом объективных факторов.

В прошлые годы, когда рост составлял 50 % в год, он был количественный, а не качественный и происходил в основном за счет единственного, хотя и очень важного сегмента – кредитного страхования. Думаю, порядка 15-20 миллионов российских заемщиков уже застраховано по кредитному страхованию.

Сейчас замедление темпов роста кредитования сказывается на показателях страхового рынка. Общий рост премии страховщиков жизни по всем видам страхования в 1 квартале 2014 г. Составил только 15,2 %. Однако это замедление вызвано и структурными причинами - падение в сегменте страхования от несчастного случая связано с показателями одной единственной страховой компании, передавшей часть портфеля родственной non-life компании. А непосредственно в сегменте страхования жизни рост продолжился и составил 40%.

Доля долгосрочных видов страхования выросла, прежде всего, за счет существенного прироста инвестиционного страхования, хотя классическое накопительное страхование тоже растет, хотя более медленными темпами. Инвестиционным страхованием занимается уже десяток компаний.

Канал банкострахования в 1 квартале 2014 еще более усилил свои позиции. Сегодня почти все крупные банки работают по кредитному, а там, где есть сегменты высокодоходный и вип, и по инвестиционному и накопительному страхованию жизни.

Новая тенденция – запуск рисковых продуктов, напрямую не связанных с кредитом. Как правило, это коробочные продукты для массового сегмента, продаваемые также через банки и розничные сети. Несмотря на относительно небольшой вес этих продуктов в общем объеме премии (каждый полис стоит недорого), рост по ним очень заметный.

На рынке страхования жизни по-прежнему очень высокая концентрация, из 42 имеющих лицензии не более 20 компаний компаний активно ведут страховые операции, при этом более 85% общей премий собирает первая десятка игроков. Для рынка, который в целом является долгосрочным и не высокорентабельным, это нормально – остались только стратегические инвесторы, которые планируют свой бизнес не на один год, а намерены оставаться на рынке длительное время. При этом надо отметить, что по сравнению с рынком non-life в первой двадцатке страховщиков жизни гораздо больше компаний с основным иностранным капиталом.

Что касается поиска решений проблем нашего сегмента, то мы не оставляем попытки согласовать с государством пакет стимулирующих мер для рынка страхования жизни. В условиях, когда экономика становится более закрытой, внутренние инвестиицонные ресурсы важны как никогда, и любые инструменты, позволяющие гражданам сберегать средства, требуют поощрения.

Так, стимулирующий налоговый режим для клиентов по страхованию жизни нужен как для сегмента физических лиц, так и корпоративного. Когда в конце 2013 года убрали коллизию о двойном налогообложении прямых родственников в случае выплат по страхованию жизни,  в части риска «дожитие», мы расценили это как начало реализации правильных мер, но дальше пока ничего не последовало. Были и выступления на высоком уровне, что сейчас налоговых льгот ни по каким направлениям не будет. Тем не менее, вопрос не закрыт, тут есть что обсуждать, более того, Минфин и Минтруда нас поддерживают - проводились многочисленные встречи с должностными лицами. Никто не говорит нам, что изменения не нужны, просто до них не доходят руки. Однако есть надежда, что изменения в режиме налогообложения физических лиц и отчислений в социальные фонды для юридических лиц все же будут приняты.

Я не устану повторять, что налоговые льготы, о которых идет речь – это не льготы для страховщиков, это льготы нашим клиентам, приобретающим долгосрочные продукты. Хотя стимулирующий режим, безусловно, послужит расширению нашего бизнеса.

По-прежнему нам нужна законодательная база по инвестиционному страхованию жизни, она бы позволила продавать инвестиционные продукты не только в том виде, в каком они продаются сейчас, расширив инвестиционные возможности для клиента. Кроме того, подобные законодательные инициативы помогли бы лучше регулировать этот развивающийся сегмент, что важно для государства с точки зрения стандартизации и контроля качества.

Действия страховщиков сейчас похожи на пути людей, протаптывающих разные тропинки в лесу, а нужно заасфальтировать одну широкую дорогу для всех, пока не нашелся какой-нибудь Иван Сусанин, который завел бы клиентов не туда.

Так что нам нужен большой пакет изменений в законодательство, затрагивающий не только Закон «Об организации страхового дела», но и Гражданский Кодекс, и Налоговый Кодекс и др. Наша рабочая группа, давно уже подготовила основной блок необходимых проектов документов для обсуждения с Центробанком и Минфином.

Сегодня развивающиеся сегменты особенно ценны, ведь нельзя игнорировать кризисные тенденции в экономике. А страхование жизни замедленно реагирует на изменения, всплески и падения приходят к нам позже. На текущий момент мы не видим роста расторжений договоров страхования, падения продаж и прочих атрибутов кризиса, напротив, в нашем сегменте идет существенный прирост, поскольку инвестор пытается диверсифицировать вложения и ищет новые инструменты (а я всегда повторял, что долгосрочное страхование жизни не может и не должно быть единственным направлением вложений, ни в коем случае не надо нести все деньги в страхование жизни, но определенная часть накоплений должна инвестироваться в эти продукты). Хотя нужно быть готовыми к любому повороту событий.

Не могу обойти вниманием и поднятую рядом СМИ проблему высокой доли комиссионных вознаграждений в объеме собираемой премии. Прежде всего, хочу здесь отметить разницу между различными страховыми продуктами. КВ по инвестиционному страхованию жизни составляет 5-10 % (один раз и в начале действия 5-10 летнего договора). Для сравнения, у ПИФов комиссия в районе 3 %, но их удерживают за каждый год управления деньгами, а значит, по сравнению с ними, и для банка, и для клиента в страховании жизни очень выгодная стоимость обслуживания.

По накопительному страхованию жизни с единовременным взносом КВ также до 10 % максимум. При рассроченных взносах платится 40-75% от взноса первого года, но при пересчете по отношению к полной страховой премии по полису сроком до 10 лет это также укладывается в границы 5-10 %.

Комиссия на отдельно стоящие продукты, не связанные с кредитами, главным образом, коробочные, на рынке колеблется в пределах 20-45 %. Понятно, что здесь масштабы уже не такие большие, стоимость каждого полиса не так высока, а время и трудозатраты по их продвижению весьма велики.

Высокие комиссии (от 60 % и более) платятся по рисковому кредитному страхованию. К слову сказать, никакие налоговые льготы по данной линии бизнеса нами у государства не запрашиваются, обсуждение идет исключительно в отношении долгосрочных продуктов, комиссия по которым укладываются в границы указанного мной коридора. Абсолютно понятно, что комиссия по кредитному страхованию жизни должна и будет иметь на рынке тенденцию к сокращению, как под влиянием фактора потребительского выбора, так и в результате деятельности надзорных органов.

Кстати, несмотря на все нападки на кредитное страхование, нужно понимать, что оно сыграло на рынке такую же роль, как в свое время ОСАГО на рынке моторного страхования. Иными словами, помогает привлечь все большее число граждан к страхованию.

Есть ряд проблем, связанных с учетом и отчетностью, оценкой стоимости активов. В частности, различия между РСБУ и МСФО, помимо прочего, заключаются в том, что в МСФО по продуктам инвестиционного страхования стоимость активов и обязательства перед клиентами изменяются одновременно и пропорционально, а в российском учете с прибыли, полученной от инвестиций, страховщик должен заплатить налоги как с собственной прибыли. И даже в случае убытков по одному из направлений, страховщик все равно должен заплатить налог на прибыль по остальным направлениям, несмотря на то, что они взаимно погашают друг друга.

Как видите, страхование жизни – это особый вид. Причем за все время существования в России на этом рынке не было никаких скандалов или недобросовестного ухода компаний, рынок эффективно развивается. Поэтому непременно важно активное вовлечение государства, чтобы страхование жизни из перспективного сегмента превратилось в по-настоящему состоявшийся и его значимость для экономики страны была высокой.


26 июня 2014 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Динамика рынка, Новый страховой продукт, Регулирование, Страхование жизни, Банкострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 3.62 (голосовало: 8 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: