Единое экономическое пространство – гармонизация страхования в действии
Хулхачиев Бембя Викторович
Директор департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)
|
Как решается задача формирования общего финансового рынка Таможенного союза и единого экономического пространства на данном этапе? Какие проблемы в области страхования представляются первоочередными для решения на уровне стран созданного Евразийского экономического союза?
Экономическая интеграция стран постсоветского пространства – гарантия стабильного развития наших стран. Объединение на основе торгово-экономических интересов, по сути, и не является чем-то новым – мы просто пытаемся сегодня воссоздать то, что всегда было общим в истории наших государств. И хотя процесс объединения носит чисто экономический характер, его успех обеспечит и повышение политической стабильности в наших странах.
29 мая 2014 года в Астане президентами России, Белоруссии и Казахстана подписан «Договор о создании Евразийского экономического союза». Это крайне необходимый и важный документ. Как непосредственный участник мероприятия, на котором состоялось подписание этого документа, могу сказать, что днем 28 мая все еще сидели за переговорным столом под председательством Шувалова, а утром результаты уже должны были доложить президентам. Так что в том виде, в каком документ мог быть подписан на данном этапе – это, безусловно, «договор компромисса».
И Назарбаев, и Лукашенко, и Путин неоднократно говорили, что нам необходимо сделать шаг вперед, но, возможно, по отдельным направлениям потребуются и более решительные меры. Для примера, когда встал вопрос с Крымом, российская власть и российское общество сразу безоговорочно приняли выбранное решение, и в короткое время были приняты все необходимые законодательные акты. Но когда речь заходит о создании экономического союза (который с 1 января уже фактически начнет действовать), то вопросы формирования единого финансового рынка решают отнести только на 2025 год. Возможно, это слишком консервативная позиция.
Как известно, в Российской Федерации принята программа и сформирована рабочая группа, которую возглавляет Волошин, по созданию к 2020 году Международного финансового центра в Москве. Не секрет, что в мире продолжается очень жесткая борьба за финансовые рынки, будь то банковский, страховой или рынок ценных бумаг. И когда говорят о создании Международного финансового центра, предполагается, что на Москву будут ориентироваться, прежде всего, участники из стран постсоветского пространства. Но при этом создание общего финансового рынка для трех и, возможно, более государств отложили не до 2020, а до 2025 года.
В статье 16 Договора о Евразийском экономическом союзе и приложение № 17 определено, что стороны завершат гармонизацию и создадут общий рынок к 2025 году, а также ряд условий, выполнение которых позволит завершить процесс к указанному сроку. Понятно, что к подобным вопросам нужно подходить осторожно, особенно в банковской сфере, требуется время и для адаптации национальных законодательств (хотя с учетом того, что все внедряют Базель-2 и Базель-3, это не так уж сложно, многие документы уже сегодня соответствуют требованиям международных организаций). А вот в части страхования и рынка ценных бумаг мы надеемся на возможность договориться с регуляторами, чтобы двигаться к созданию единого рынка более короткими шагами и быстрыми темпами.
Квинтэссенцией интеграционного процесса должно стать взаимное признание лицензий, но на сегодняшний момент в качестве переходной меры мы закладываем возможность открытия филиалов (а не дочерних компаний, как сейчас) банков, страховых организаций и профучастников фондового рынка. Это облегчит работу участников рынка как в финансовом, так и в организационном плане. Мы договорились с регуляторами, что вопрос о снятии запрета на открытие филиалов и возможности работы без учреждения дополнительного юридического лица на территории государств Таможенного союза будет рассмотрен в обозримом будущем.
В части гармонизации нормативной базы в первую очередь необходимо сблизить подходы к регулированию и надзору на наших рынках. Бизнес, так или иначе, активно проникает в ближайшие страны, поэтому как будет осуществляться надзор за ним (пусть даже пока на уровне дочерних организаций) – это очень важно. Регуляторы, к задачам которых, как известно, относится защита потребителей, высказывали свои соображения, что сначала надо законодательно закрепить общие нормы для всех стран. Но честно говоря, для потребителя финансовых услуг нет большой разницы, российская их предоставляет компания, белорусская или казахская – ему важнее качество обслуживания, цена и доступность услуг.
Кроме того, требует определения порядок административного взаимодействия между уполномоченными органами и обмена информацией, в том числе конфиденциального характера.
Государства-участники договорились о поэтапном устранении барьеров, существующих сегодня в национальных законодательствах. Стороны на основе международных принципов и стандартов будут осуществлять гармонизацию требований в сфере регулирования банковского, страхового и фондового рынка.
По прохождении этих этапов будет создан наднациональный регулятор, штаб-квартира которого будет находиться в Астане. До создания наднационального органа многие функции фактически переданы к нам в Евразийскую комиссию, однако в том, что касается пошлин, налоговой сферы, финансовых рынков и по новому Договору каждая страна оставляет собой, особо всегда подчеркивается независимый статус центральных банков.
Тем не менее уже сейчас достижения у нас есть, например, было устранено противоречие по уплате НДФЛ гражданами, временно пребывающими на территории другого государства. Учитывая, какой переток рабочей силы сейчас существует, я считаю это важным нашим достижением. Мы добились, чтобы продукция стран союза, произведенная вне территории России, но реализованная здесь, облагалась таким же 10 %-ным налогом, как и российская продукция. Банки стран Таможенного союза допущены к валютной секции Московской биржи без получения дополнительной лицензии. На Казахстанской бирже, несмотря на все ограничения, в листинг включены бумаги трех крупных российских эмитентов. В общем, потребности бизнеса заставляют нас делать все раньше устанавливаемых сроков. Нет смысла чрезмерно затягивать переходный период.
Разумеется, все детали следующих этапов интеграционного процесса было невозможно записать в текст «Договора о создании Евразийского экономического союза», над каждой строкой которого велись жесткие дискуссии. Поэтому дополнительно мы разработали два проекта соглашений, которые сегодня находятся на внутригосударственных процедурах согласования. Регуляторы их одобрили, надеемся, что до конца года они пройдут согласование, президенты их подпишут, они будут внесены в парламенты и ратифицированы и с 1 января 2015 года вступят в действие.
Эти документы являются логическим продолжением и дополнением Договора. Первый из них – это соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках. В нем расписываются этапы и сроки исполнения мер по сближению законодательств до 2022 года (то есть раньше, чем срок в Договоре). На каждом этапе результаты будут отслеживаться и докладываться Высшему совету (президентам) с обязательной имплементацией в национальное законодательство. Ключевых рубежей три: 2016, 2019 и 2022 годы, при этом уже к концу первого этапа должны быть гармонизированы законодательства в части общих требований, а также принят единообразный глоссарий.
Второй документ – соглашение об обмене информацией. Оно затрагивает вопросы взаимодействия между регуляторами и предусматривает жесткие требования к сохранности информации конфиденциального характера. Не должно быть передачи такой информации третьим лицам без согласия той страны, которая предоставила информацию.
Еще один важный документ, который готовится отдельно – это план гармонизации законодательств или, как сейчас принято говорить, «дорожная карта». Его также должны утверждать президенты и работа над ним желательно должна завершиться до конца текущего года. Поскольку центральные банки являются независимыми органами, для них в плане будут детально расписаны нормативные требования, условия снятия барьеров и ограничений.
Продолжается дискуссия о том, чем будет заниматься наднациональный регулирующий орган, какие проблемы он должен решать. В качестве примера могу привести нынешние проблемы с взаимным признанием полисов ОСАГО и условий передачи риска в перестрахование. Сейчас при пересечении границы между Казахстаном и Россией из-за разницы в стоимостных условиях ОСАГО возникают большие сложности. В перспективе полис ОСАГО с расширенной территорией покрытия, пусть даже более дорогой, чем сегодня, должен давать возможность ездить по дорогам всех государств союза, а не ставить водителя перед необходимостью перед пересечением границы покупать другой полис. Вот по таким вопросам наднациональный орган должен стать сначала интегратором разрабатываемых проектов, а затем, когда получат статус и полномочия, он будет вырабатывать общие правила для регуляторов наших стран. К сожалению, пока договорились, что его создадут к 2025 году, хотя мы предлагали значительно более ранние сроки.
Что касается ограничений на перестрахование, эта проблема всем хорошо известна. В Казахстане сейчас готовится проект создания государственной перестраховочной организации, который, на мой взгляд, ущемляет интересы рыночных перестраховщиков и препятствует нормальной конкуренции в этом виде бизнеса. В республике Беларусь подобная жесткая система уже есть. Однако специфика наших рынков диктует потребность в перестраховании за рубежом, но фактически в результате действующих ограничений деньги уходят вообще за пределы наших стран далеко на запад. За годы развития наших рынков у нас успели сформироваться сильные компании, входящие в состав финансовых групп, которые вполне могли бы выполнять функции международных перестраховщиков, как минимум, на уровне взаимной работы по территории наших стран.
В перспективе в союз могут войти Киргизия и Армения. И если даже по трем странам уже выявляется большая разница экономик и законодательств, есть требующие устранения искусственные ограничители, то включение новых членов сделает задачу еще более сложной. Тем не менее, правила игры должны быть общими, следовательно уже сегодняшняя работа должна учитывать перспективу расширения союза и делать условия вхождения новых членов максимально цивилизованными.
Мы планируем тесно сотрудничать с ВСС, а также союзами страховщиков из Белоруссии и Казахстана, проводить обсуждения с участием представителей регуляторов, чтобы перевести изложенные идеи в максимально практическую плоскость. Без активного участия бизнеса в лице саморегулируемых организаций в интеграционном процессе вести работу будет сложно. Мы всегда рады видеть предложения от страховых компаний и обсуждать с представителями рынка наши общие задачи.