Как перейти на новый план счетов и не заблудиться
Брюханов Михаил Юрьевич
Управляющий партнер аудиторско-консалтинговой группы «Информаудитсервис», член экспертного совета при комитете Государственной Думы по финансовому рынку
|
Как аудиторы, работающие на страховом рынке, оценивают новый план счетов, утвержденный ЦБ? Какие подготовительные мероприятия необходимо пройти страховым компаниям, на что обратить внимание?
Новый план счетов – это принципиально иной подход к бухгалтерскому учету. По сути Банк России принял решение перевести страховщиков с привычного им плана счетов Минфина на банковский план счетов.
Особенностью нового плана счетов является отсутствие субсчетов, введение лицевых счетов, особые правила корреспонденции счетов, наличие двойной записи по забалансовым счетам и многие другие хорошо знакомые банковским бухгалтерам особенности.
В новом плане счетов появятся классификации активов и обязательств, схожие с МСФО. В этом смысле, справедливо будет считать, что новый план счетов – это, безусловно, большой шаг вперед в области страхового надзора и прозрачности учетных процессов. Но самый главный вопрос при таком радикальном «лечении» – выживет ли пациент? Ни для кого не секрет, что идеальных страховых компаний на российском рынке нет. Поэтому после внедрения такого инструмента, как план счетов, хотелось бы надеяться на взвешенную и сбалансированную позицию регулятора, направленную на реформирование и оздоровление рынка, а не на тотальный контроль. Пока остаются открытыми вопросы – сколько это вызовет дополнительных проверок и предписаний, и как много страховых организаций могут просто не выдержать процесса перехода. Понятно, что многое зависит от самих страховщиков. Но рыночная экономика строится на рыночных принципах, и избыточный надзор за страховыми компаниями не всегда может привести к повышению эффективности их деятельности, а дополнительные запросы регулятора могут просто парализовать работу отдельных страховщиков.
На сегодня очевидно, что переход на новый план счетов – это самая серьезная финансовая реформа учета в современной страховой истории (при том, что переход на новый план счетов – не такая уж редкость в российской практике, за период с 1991 по 2014 год это происходило дважды). Думаю, что многие страховщики сами задумаются, насколько целесообразно идти дальше и возникнет определенный процесс по самостоятельной сдаче лицензий.
Наиболее критичным для страховщиков является вопрос, где взять кадры, которые готовы работать в новых условиях и понимают специфику новой корреспонденции счетов. Второй, а может даже и первый по значимости вопрос – как перенастроить IT-системы.
На сегодняшний день IT-системы страховщиков делятся на три принципиально разных класса:
1) Индивидуальная IT-система с высокой степенью проникновения и автоматизации;
2) Типовая IT-система с высокой степенью проникновения и автоматизации;
3) Коробочное решение.
Конечно, адаптация коробочного решения будет наиболее безболезненной. Чем более сложная IT-система стоит у страховой компании, чем масштабнее бизнес страховщика, тем больше ему предстоит потрудиться над доработкой IT-системы или перевнедрением, поскольку новый план счетов – это не просто справочник, а новые учетные процессы.
Ключевая особенность перехода на новый план счетов – перестройка принципов учета. Чтобы переход был плавным и целесообразным, к нему надо готовиться и из него надо извлечь выгоду. Любая реформа должна вести к росту производительности труда и снижению затрат. Наши рекомендации, как аудиторов страхового бизнеса, видящих его проблемы изнутри: обязательно необходимо сформировать проектную команду внутри страховой организации по планированию перехода на новый план счетов, навести порядок в учетных процессах, наладить бухгалтерский контроль, то есть подготовить данные таким образом, чтобы переход был максимально плавным, а качество данных достаточным для переноса в новую систему без потери в качестве. На практике аудитор, как никто другой, имеет видение по тому, как перевести страховую организацию на новые учетные рельсы. В связи с новым планом счетов работы у аудиторов прибавится, но наличие у них профессионального опыта и видения ситуации в целом позволит их клиентам наиболее безболезненно пройти через реформы.
Не могу согласиться с утверждениями тех экспертов, которые заявляют, что новые учетные подходы не отразили понимания профессиональной специфики страхования. В Банке России работают солидные эксперты, кроме того, Банк России пользуется консультационными услугами компаний «большой четверки», поэтому сказать, что особенности страховой отрасли не учитывались – нельзя. Вместе с тем, очевидно, что система строится с учетом мнения только крупнейших страховых компаний, а широкого обсуждения с представителями страхового сообщества данная реформа действительно не получила. Поэтому теперь многое будет зависеть от того, какие методические и разъяснительные действия предпримет Банк России по переходу на новый план счетов. На настоящий момент методических разъяснений для бухгалтеров страховых компаний нет, есть только четкое понимание срока его введения – 1 января 2016 года, и вряд ли регулятор даст какие-то послабления.
Можно выразить надежду, что Банк России привлечет более широкий круг экспертов к данному вопросу, в том числе представит на обсуждение документы в объединения страховщиков. Со своей стороны, мы в «Информаудитсервисе» уже начали вести подготовительную работу среди наших клиентов, в том числе в вопросе и по автоматизации новых требований учета на основе IT-решения. При появлении большей конкретики со стороны регулятора будут организованы обучающие семинары и все заинтересованные стороны получат необходимые консультации.
Реформа учета происходит не только в страховых организациях, но и в иных некредитных финансовых организациях – от кредитных кооперативов до рейтинговых агентств. Новый план счетов позволит навести порядок в учете некредитных организаций. С точки зрения макроэкономики, внедрение такой системы – это большая победа регулятора, который позволит своевременно идентифицировать проблемы в финансовом секторе. С другой стороны – это и мощнейший инструмент для регулирования, позволяющий воедино связать все финансовые потоки экономики. Польются ли они бурной рекой или будут связаны в узел и засохнут – покажет время.