Евразийский страховой рынок – на трудном пути интеграции
Сулейменов Тимур Муратович
Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии
|
Какие проблемы и достижения были в решении задач интеграции финансовых рынков России, Белоруссии и Казахстана в 2014 году? Приблизились ли наши страны к созданию единого рынка страхования и перестрахования?
Подводя итоги 2014 года, я бы хотел, прежде всего, говорить не о накопившихся проблемах, а о результатах и прорывах. Главный прорыв – подписание Договора о Евразийском экономическом союзе. То, что еще вчера было трудно даже представить – что между нашими странами будут свободно, без какого-либо контроля передвигаться граждане, перемещаться товары, капиталы и услуги – теперь стало возможным де юре, а со следующего года это будет полноценной реальностью. Было разрешено большое количество противоречий.
Договор о Евразийском экономическом союзе базировался на многих договоренностях, достигнутых ранее в рамках Таможенного союза. Он вобрал в себя и кодифицировал то лучшее, что было накоплено, а старые, утратившие актуальность нормы были исключены. Договором созданы новые условия в части движения услуг (в том числе финансовых), трудовых ресурсов и капиталов.
Сейчас прорабатываются два крупных соглашения. Это Соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках, одним из которых является страховой рынок, и Соглашение об обмене информацией на финансовых рынках. Эти документы урегулируют важные аспекты административного сотрудничества финансовых регуляторов наших стран.
Что касается единого рынка страхования и перестрахования, я буду объективен, говорить именно о едином рынке пока рано. Это крайне сложный и чувствительный процесс. Но основы уже заложены, сторонами взяты на себя обязательства по созданию единого рынка. В подписанном Договоре о Евразийском экономическом союзе указано, что такой рынок будет сформирован к 2025 году. Там же прописаны принципы, на основании которых он будет функционировать. Будет применяться полноценный национальный режим, запрет на количественные инвестиционные ограничения, режим наибольшего благоприятствования. У страховщиков будет возможность осуществлять деятельность через филиалы, то есть не надо будет учреждать юридическое лицо в соответствующих странах. И будет обеспечено взаимное признание лицензий, то есть лицензия, полученная в России от Центрального Банка РФ, будет признаваться в качестве разрешения на такую же деятельность в Казахстане, Беларуси, Армении, Кыргызстане и других странах, которые, я надеюсь, присоединятся к нам в 2015 году.
Это ключевые аспекты, о которых уже договорились. Сейчас в проработке находится большое количество технических вопросов. В частности, 19 декабря 2014 года в Москве Консультативный комитет по финансовым рынкам при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) обсудил и принял Меморандум о взаимодействии между Консультативным комитетом, Белорусской ассоциацией страховщиков, Ассоциацией страховщиков Казахстана и Всероссийским союзом страховщиков.
Для нас было очень знаменательно, что мы подписали Меморандум не с ассоциацией отдельной страны, а сразу со всеми страховыми объединениями.
Надеюсь, новый документ внесет содержательные и конструктивные элементы в наше взаимодействие как наднационального органа со страховой индустрией.