Моторное страхование – итоги и ожидания
Ямов Игорь Сергеевич
Заместитель генерального директора по розничному бизнесу ОСАО «Ингосстрах», президент Профессиональной ассоциации противодействия угонам транспортных средств
|
Какими факторами определяется в настоящее время ситуация в российском автостраховании? Что ждет этот рынок в ближайшем будущем?
К середине 2013 года основные контуры кризиса российского автострахования полностью обрисовались. И на текущий момент сложилась сложная ситуация, которая началась с проблем рынка ОСАГО, помноженных на неоднозначную судебную практики и ряд других крайне неблагоприятных факторов. Тариф по ОСАГО нуждался в повышении на 80%, однако реально о таком росте речи не шло.
Все нынешние изменения в закон по ОСАГО, которые вступают в силу поэтапно, имеют свою цену. Но фактически рынок получил повышение тарифа только по одному пункту изменений – повышению лимитов «по железу». Почему на большее повышение власти пойти не готовы – тоже можно предположить. Понятно, что решиться на повышение тарифов нелегко. В России 45 миллионов автомобилей, принадлежащих физическим лицам, соответственно, с учетом состава семей, повышение тарифов затронет 63-65 миллионов граждан. И здесь, к сожалению, социально-политический фактор, превалирует над экономическими расчетами...
С 1 апреля 2015 года вступит в действие увеличение страховой суммы в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевших со 160 до 500 тыс. руб. и новый порядок расчета выплат (осуществление фиксированных выплат при причинении вреда здоровью потерпевших). Только оно потребует роста тарифов больше чем на 24%, поскольку новация принесет на рынок дополнительно до 40 миллиардов новых убытков за год. И мы должны будем платить эти деньги, независимо от того, произойдет ли повышение тарифа и насколько. То есть потенциально кризис будет углубляться, будут новые уходы страховщиков с рынка, при этом средств компенсационного фонда РСА при таком развитии ситуации хватит на 14-15 месяцев.
В то же время, не получив необходимых добавок к тарифу, мы, страховщики, получаем увеличение убыточности по ОСАГО ровно на эту же величину. Соответственно, нормальные компании, работающие по принципам акционерных обществ, просто не захотят заниматься этим бизнесом. Но не работать по ОСАГО, если компания в принципе хочет присутствовать на рынке автострахования, невозможно, поэтому в условиях очевидной недотарификации начинается сложная тактика выживания в кризисной ситуации.
Что же касается автоскаско, оно в России напрямую зависит от динамики продаж новых автомобилей, между этими рынками крайне жесткая корреляция. А сам авторынок в нашей стране прошел ту стадию взросления, которую в других странах проходили за 10-15 лет, примерно за 1 год. В итоге маржинальность бизнеса по продаже автомобилей уже скатилась с 8-10% до 2-3%, что повлияло на организацию работы страховщиков.
Сейчас страна проходит макроэкономический кризис. В какой-то момент из-за падения рубля активизировался ажиотажный спрос на автомобили и дилеры распродали свои стоки, однако дальше будет серьезное падение рынка, а значит, примерно до апреля рынок притока новой премии по каско будет минимальным.
Кроме того, девальвация ударит по страховщикам ростом стоимости ремонта. Страховщики пытаются теперь с учетом роста курса валют поднять тарифы, но эластичность спроса по цене на рынке каско очень велика, спрос здесь снижается нелинейно, то есть многие клиенты довольно быстро откажутся от этого вида страхования. И уровень проникновения 5% - это драматическая, но вполне реальная цифра в ближайшем будущем. С учетом того, что на рынке до сих пор масса компаний живут по модели кэш-фло, в условиях сокращения притока новой премии очень быстро наступит момент, когда нечем будет платить убытки. И уход из автосегмента осторожных иностранных компаний, зафиксировавших убыток и прекративших эти операции, – это крайне показательный негативный сигнал.
Ситуацию по убыточности осложняет применение судами к страховым спорам норм законодательства о защите прав потребителя, при этом результативность судов для потребителей составляет 98,6 %. Вследствие этого «антистраховщики»-автоюристы выстроили в «серой» зоне, не нарушая буквы закона, крайне прибыльный и устойчивый бизнес, получая по судам выплаты с коэффициентом 1,86 по отношению к реальной сумме основного убытка. В тарифах этого, естественно, заложено не было, да спрос на рынке и не позволяет продавать полисы с такими надбавками.
Кроме того, в кризис, как правило, активизируется так называемое «ситуационное мошенничество», с помощью которого имеющий убыток страхователь, не без влияния определенных «консультантов», оказывается не против поправить свое материальное положение за счет страховщика. И единые стандарты каско, которые принял ЦБ, значительно увеличивают риски мошенничества. Фактически, те убытки, которые по ОСАГО урегулируются в рамках европротокола, в таком же формате должны будут теперь урегулироваться и по каско. Средний убыток в обоих видах меньше лимита по европротоколу, то есть большая часть убытков туда попадают.
А нужно было бы, наоборот, инициировать обязательное применение франшиз в автокаско. Большинство заявляемых событий – мелкие по сумме ущерба, но с высокой частотностью, поэтому полис за счет франшизы мог бы стать существенно дешевле и доступнее. Каско – заметный компонент «цены владения автомобилем», поэтому если его цена не снизится, дорогое страхование может даже, в свою очередь, негативно влиять на объемы автопродаж, становиться их тормозом.
Что касается дальнейшего развития кризиса, наша позиция неизменна – в любой ситуации убытки нужно урегулировать справедливо. В нынешней экономической ситуации это в немалой степени зависит от того, насколько страховая компания сможет выстроить диалог со своими партнерами, дилерами. Ситуация, когда у дилера маржинальность по отдельным позициям запчастей доходила до 70%, а страховая компания имела убыток, не нормальна. Нужно искать компромисс, и наши партнеры в этом заинтересованы ничуть не меньше нас, поскольку более, 90% кузовного ремонта офицальных дилеров в Москве обеспечивается страховыми компаниями. Без страховщиков этого ремонта не будет, и не будет и некоторых дилеров – ведь на продажах они уже не зарабатывают, а зарабатывают на ремонте и сервисе. Дискуссия о том, что среди дилеров, впервые за всю историю существования российского авторынка, будут массовые банкротства, имеет серьезные экономические основания. Те, кто закредитован, кто занимает арендные площади и не угадал с выбором автобрендов для продажи, находятся в зоне повышенного риска.
Что же касается прогнозов развития самого рынка автокаско, то если страховщкам не удастся начать активные продажи продуктов с суженным страховым покрытием, их тоже ждут худшие времена. Сейчас таких продуктов появляется достаточно много, но они еще не носят массового характера. В целом без учета ажиотажных ноября и особенно декабря уровень проникновения каско падает, количество договоров сокращается.
Компаний, желающих бороться за долю рынка в моторном страховании, сегодня уже нет, и в дальнейшем все будут ориентироваться на финансовый результат.