Изменения в ОСАГО – ищем позитив
Порватов Михаил Николаевич
Начальник управления методологии страхования Российского Союза Автостраховщиков (РСА)
|
Какова современная ситуация на рынке ОСАГО? Позволят ли прошлогодние изменения в закон по ОСАГО и январское Постановление Пленума Верховного Суда вести систему из кризиса?
Кризис ОСАГО начал развиваться несколько лет назад. Понятно, что падение курса рубля и масштабные западные санкции никто не мог предвидеть, но проблемы в сегменте накапливались задолго до нынешнего экономического кризиса. Базовый тариф не менялся с 2003 года, притом что уровень инфляции был понятен, и стоимость ремонта увеличилась в 1,5-2 раза (и это – до падения курса рубля в 2014 году). Критики страховщиков оценивали только разницу между сборами и выплатам, которую страховщики якобы кладут себе в карман, и совершенно не учитывали даже необходимость формирования резервов. Был огромный вал судебных исков против страховщиков, причем зачастую даже не в ситуациях, когда страховая компания отказала в выплате или оценила убыток в сумму, меньшую чем рассчитывал клиент, а когда страховая компания даже не имела возможности урегулировать убыток, потому что клиент туда за выплатой не обращался, а пошел напрямую в суд. И добавим сюда деятельность недобросовестных автоюристов, перехватывавших таких клиентов буквально на дорогах.
Большие надежды в решении всех этих серьезных проблем возлагались на изменения закона по ОСАГО, и многие вопросы принятыми летом 2014 год поправками были действительно решены. Кроме того, ряд вопросов был отражен в Постановлении Пленума Верховного Суда, принятом в январе 2015 года.
Я считаю позитивным, что наконец-то в ОСАГО введен обязательный досудебный порядок разрешения споров, то есть потерпевший теперь обязан сначала заявить убыток в страховую компанию. Совершенно недопустимой была ситуация, когда страховщик о том, что есть убыток, узнавал только получив исполнительный лист или после списания денег по инкассо.
Законодательно закреплено использование единой методики определения размера ущерба при ДТП, и Пленум Верховного Суда также подтвердил, что ущерб должен рассчитываться в соответствии с этой единой методикой.
Интересная норма в Постановлении Пленума ВС касается порядка рассмотрения споров по компенсационным выплатам, которые осуществляет РСА. Это крайне важно, так как речь здесь идет о суммах в миллиарды рублей в год.
Верховный Суд разъяснил также применение сроков исковой давности по ОСАГО.
Еще одна новелла касается такого вопроса, как утрата товарной стоимости (УТС) автомобиля. В соответствии с Постановлением Пленума ВС она включена в состав убытков по ОСАГО. Позиция страховщиков здесь предельно простая: можно возмещать все что угодно (в том числе даже, наверное, УТС, хотя ее правовая природа здесь очень спорна), но любое расширение страхового покрытия должно найти адекватное отражение в тарифах.
Увеличение тарифов – самая больная тема. Тарифы по-прежнему недооценены. Октябрьское повышение тарифов – безусловно, очень позитивный шаг, но оно не было достаточным и не сняло напряженность в регионах. Во многих субъектах Российской Федерации, где у страховщиков убыточность ОСАГО более 100 %, у страхователей есть большие проблемы с покупкой полиса ОСАГО.
В апреле ожидается новое повышение тарифов, связанное с вступлением в силу новых лимитов ответственности по жизни и здоровью и изменением порядка осуществления страховых выплат. Мы надеемся, что все недооценки тарифа, накопленные ранее, будут устранены, а также будет учтено влияние изменения курса рубля. Убыточность ОСАГО из-за изменения курса заметно возрастает, так как серьезно увеличивается стоимость запчастей. Надеемся, что все это в максимальной степени найдет отражение в новых тарифах, и та напряженность, которая есть во многих регионах, таким образом, спадет.