Убытки, понесенные вследствие произведенных намерений и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасания судна, перевозимого на нем груза и фрахта, в частности убытки, вызванные выбрасыванием за борт груза, тушением пожара, преднамеренной посадкой судна на мель, повреждением машины и котлов при их форсировании, повреждением или гибелью груза, топлива или другого имущества, в связи с их перемещением на судне, выгрузкой и т.д.Расчет по А.о. - диспаша, может сопровождаться аварийным взносом. Непосредственно расчеты по А.о. осуществляет диспашер. Эти функции могут быть переданы аджастеру. А.о. относится к нормам международного морского права. В РФ регулируется кодексом торгового мореплавания. Выбрасывание груза за борт рассматривается как А.о., если это сделано преднамеренно в целях общей безопасности для спасания судна, груза и фрахта, например, чтобы уменьшить осадку судна при посадке на мель или по другим причинам. Примерами А.о. может служить повреждение груза, причиненное тушением пожара; повреждения, причиненные судовой силовой установке во время работы на повышенных режимах при снятии судна с мели; намеренная выброска судна на берег с целью спасания людей (экипажа, пассажиров) и имущества участников перевозки. Судовладельцы имеют право до сдачи груза потребовать от грузополучателей взнос А.о., т.е. определенную сумму денег в обеспечение покрытия их пропорциональной доли расходов, причиненных по А.о. Взнос по А.о. вносится в депозит на банковский счет как обеспечение для покрытия расходов по спасанию, и/или по А.о., и/или аварии частной, и/или др. расходов, которые определит аварийный комиссар. В некоторых случаях вместо депозита выдается гарантийное письмо. Расходы по А.о. обычно покрываются на основании договора морского страхования. При чрезвычайных происшествиях во время рейса, которые дали повод рассматривать их в качестве А.о., составляется аварийный бонд, по которому грузовладельцы обязаны уплатить пропорционально свою долю в покрытие убытков, понесенных в результате А.о.. Эту долю определяет диспашер. Аварийный бонд подписывают до начала сдачи груза получателем. Убытки, не относящиеся к А.о., признаются убытками по аварии частной. На стороне, требующей распределения убытка по А.о., лежит обязанность доказать, что заявленные убытки и расходы действительно могут быть признаны А.о. |