Документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю, удостоверяющий факт принятия груза с обязательством доставить его в порт назначения. В нём предусмотрены обязанности перевозчика и его ответственность за переданное ему имущество. К. исполняет три основные функции: 1) доказательства заключения договора перевозки; 2) средства передачи права на товар третьим лицам во время транзита; 3) расписки в получении. Основная цель К. — предоставить владельцу товаров, на которые К. распространяется, возможность быстро сбыть их, хотя товары ещё находятся на судне. Например, товар находится в море на борту судна, направляющегося из Москвы в Лондон. К. пересылается авиапочтой покупателю в Лондоне, в связи с чем покупатель становится собственником товаров. К., являющийся товарораспорядительным документом, позволяет покупателю заложить их в лондонском банке или перепродать покупателю, например, в Нью-Йорке или распорядиться иным образом. К. является детищем торгового обычая, типичным инструментом международной торговли. Он стал применяться с XVI в. Основным международным соглашением, определяющим взаимоотношения участников договора морской перевозки и правовой статус К., является Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., или т.н. Гаагские правила. Брюссельским протоколом 1968г. в эту Конвенцию были внесены некоторые изменения. В настоящее время в Брюссельской конвенции участвуют более 70 государств. РФ не является её участницей, однако положения этой Конвенции нашли отражение в ряде статей Кодекса торгового мореплавания РФ. Различают следующие виды К.: 1) бортовой (Shipped), когда судовладелец выдает бортовой К., он признает, что груз погружен на борт судна; б) для погрузки на борт судна (Received for Shipment), подтверждающий, что товары приняты для погрузки, т.е. доставлены под его охрану. После погрузки на борт судна судовладелец выдает бортовой К. либо связывает документ в порту отгрузки с названием судна, датой отгрузки, указав, что товары уже находятся на борту. При этом документ должен обладать теми же характеристиками, что и бортовой К. |