Прогноз
 Полный список прогнозов
Маркетинг, Тенденции
Бархатная революция в страховании. Все только начинается
Григорьев Александр Валерьевич
Генеральный директор ОСАО «Ингосстрах», председатель правления до 07.04.2014 г.
|
О путях развития страхового рынка России, в особенности в сфере розничных продаж страховых услуг для населения, мы попросили рассказать генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Александра Григорьева.
Каковы, по Вашему мнению, перспективы страхового бизнеса в России?
Ближайшие 10 лет - это эпоха ипотеки и страхового бизнеса, в том числе розничного. По мере того, как люди обзаводятся собственностью, они начинают чаще прибегать к страхованию. Вначале страхуют автомобиль, затем имущество, потом - здоровье и жизнь. Даже сейчас по автокаско уровень охвата рынка страхованием для иномарок составляет 75 % , то есть 3 из 4 иномарок – уже страхуют. Для российских машин этот показатель пока менее 50 %. В ОСАГО - 96 % (так как это обязательный вид), а вот в страховании имущества, квартир, дач, домов – менее 10 %. Здесь все еще впереди. Большинство экспертов предрекают в розничном страховании настоящий бум.
А какие изменения ждут в связи с этим страховые компании, рентабельность их работы возрастет?
Рентабельность страхового бизнеса будет падать. И она будет уменьшаться по одной простой причине: это мировая тенденция. Еще Карл Маркс писал о тенденции к сокращению маржи, и в этом плане ничего не изменилось. Тарифы снижаются из-за конкуренции, а также из-за отношения людей к своим деньгам – они хотят меньше тратить на свою будущую защиту. В Россию начали активно приходить крупные иностранные компании, и в конечном итоге рынок распределится, условно говоря, 50 на 50 % между сильными национальными страховщиками и иностранцами - точно так же, как в цивилизованных западноевропейских странах. Вариант стран Восточной Европы, где нет своего национального капитала в страховании, в России невозможен.
Как вы оцениваете предпринимаемые ФССН шаги по вытеснению с рынка компаний, замеченных в участии в «схемах», а также мелких недокапитализировавшихся страховщиков?
То, что сейчас делает страхнадзор, безусловно, оздоравливает рынок. А знаменитые две их инструкции по адекватности резервов и капитала носят революционный характер. Работа по выдавливанию серых схем со страхового рынка улучшает ситуацию постепенно, но неуклонно: заниматься схемами становится неудобно. Рынок будет и дальше очищаться, схемы уйдут, достаточность капитала станет обязательным условием вхождения в большой страховой бизнес, и адекватность резервов положит конец демпингу на страховом рынке.
Что необходимо изменить в сфере законодательного регулирования страхового рынка?
Во-первых, стоит предусмотреть более высокую степень влияния страхового сообщества на процесс разработки законодательства. В большинстве стран мира на страховом рынке функционируют саморегулируемые организации, через которые страховщики участвуют в разработке законов.
Во-вторых, нужно разработать четкий перечень видов страхования, осуществляемых в обязательной форме, и принять соответствующие законы. Например, сейчас идет дискуссия вокруг закона по опасным производствам. Во всем цивилизованном мире такие законы есть, и страхование опасных производств проводится в обязательной форме. В большинстве стран обязательными являются также страхование ответственности перевозчиков, ответственности производителей товаров и услуг перед потребителями и ряд других. Если такие законодательные инициативы реализовать, это даст страховщикам существенные объемы рынка – в несколько миллиардов долларов.
А в области налогового законодательства?
Основная потребность в налоговых стимулах относится к медицине. Люди, в большинстве своем, пока не готовы тратить деньги на здоровье и покупать ДМС на свою зарплату. А вот страхование сотрудников за счет предприятий, как часть социального пакета – механизм вполне реальный. Для его стимулирования нужна налоговая льгота либо налоговое изъятие, подобные тем, что есть в Австрии, Германии, Швеции и других странах. Что же касается налоговых льгот по страхованию жизни, о которых сейчас ведется очень острая дискуссия, мое личное мнение, что их время еще не настало. К этому мы подойдем лет через 5, а сейчас не это главное, сегодня для страны намного важнее медицина и страхование ответственности опасных производств.
Когда же начнется полноценное развитие долгосрочного страхования жизни?
Когда изменится представление людей о пенсионном обеспечении. В США и странах ЕС, все нацелено на то, чтобы люди шли в добровольное пенсионное обеспечение, а пенсионные фонды и пенсионное страхование пользуются доверием населения. Люди туда идут и страхуются, и это, кстати, налогами не облагается. А российские (бывшие советские) граждане об этом просто не думают. К тому же, когда человек сопоставляет предложение по пенсионному страхованию с доходностью банковских депозитов, смотрит, какие налоговые льготы можно при этом получить. Сравнение пока оказывается не в пользу страхования. Так что здесь влияет и отсутствие стимулов, и ментальность, мы все из советского времени. Вот наши дети, скорее всего, уже будут задумываться о накоплении пенсии, для них это станет жизненным стандартом.
Вы сказали, что рентабельность в страховании постепенно и незаметно снижается. Означает ли это, что у страховщиков есть определенные трудности с привлечением акционеров – отсутствует интерес вкладывать больше капитала в страховой бизнес?
Снижается, и очень заметно. C точки зрения формальной логики, это действительно так: если вы хотите быстро заработать много денег – не надо вкладывать в страховую компанию. Но насчет трудности в поисках акционеров, я бы так не сказал. Проблема у нас в другом: в России 1100 страховых компаний, а реально рынку нужно порядка трехсот, но нормально капитализированных. Так что у страховщиков нет проблем с акционерами, это у акционеров - проблемы со страховщиками.
Как будет складываться ситуация на региональных рынках?
По-разному. Есть более сильные регионы, где велик объем корпоративного рынка, быстрее развивается розница, выше уровень охвата страхового поля. В некоторых регионах темпы прироста выше, но суммарно сборы невелики. Наибольший рынок, естественно, в Москве, но уровень охвата здесь уже сейчас достаточно высок, поэтому темпы прироста в столице меньше. Неравномерность спроса на страхование по регионам вызывается, в первую очередь, таким фактором, как уровень жизни населения в нем. Но есть и характерные для каких-то конкретных регионов субъективные причины, в частности, местный менталитет. Влияет и извечная проблема России: «восток-запад». Например, по статистике Ингосстраха, подержанные иномарки с правым рулем в Приморье и Хабаровском крае по автокаско страхуются очень редко, а новые иномарки с левым рулем - чаще. А если взять Москву, то все иномарки страхуются примерно одинаково, даже подержанные. А возьмите, к примеру, Якутск: там машины не страхуют от угона, потому там в принципе угон – редчайший случай, угнанную машину просто некуда деть.
А обширность территории России и ее климатические особенности не тормозят развитие страхования из-за ее повышенной рискованности?
Наоборот, с точки зрения страхового риска, по оценке западных специалистов, Россия – не самая подверженная стихийным бедствиям страна. К примеру, в текущем году - после и ураганов в США, наводнений в Европе и т.п. - стоимость перестраховочной защиты в мире в целом выросла на 4 %, а Ингосстрах получил защиту своего портфеля по облигаторам на 23 % дешевле, чем в прошлом году. Статистика убытков позволила ее снизить. Есть специальные карты по стихийным бедствиям, которые составляют крупнейшие мировые перестраховщики такие как Munich Re и Swiss Re, так по ним Россия - практически лучшая. Ни одна большая страна мира не имеет такой хорошей статистики, везде землетрясения, наводнения, штормы, ураганы и т.д. У нас только Дальний Восток реально подвержен таким страховым событиям, но там не так много рисков застраховано, в основном, морское страхование.
Как Ингосстрах планирует решать проблему входящего перестрахования из-за рубежа, в частности, из Украины и Казахстана?
Сейчас возникают некоторые проблемы с приемом рисков из Казахстана и Украины российскими перестраховщиками, однако Ингосстрах с ней не столкнулся. Покрытие Ингосстраха признается в этих странах. Более того, в Казахстане мы в этом году создаем дочернюю компанию. Надо сказать, что у казахских клиентов было много международных перестраховщиков, которые не выплачивали возмещения, а Ингосстрах платит неукоснительно, поэтому право работать в этой республике он заслужил своим трудом, историей и авторитетом.
Насколько Ингосстрах сегодня – компания, работающая по западным стандартам?
Практически на 100 %. Единственное, чего у нас нет пока «западного» - это урегулирования убытков по автомобильному страхованию. Но не по нашей вине, а по закону. А мы-то как раз готовы к Европейскому Протоколу, и хотели бы работать именно так. Наши специалисты помогают западным компаниям в разборе убытков, произошедших на территории России или с участием российских фирм. Ингосстрах в качестве основного эксперта приглашают по различным видам рисков.
Как коротко можно обозначить стратегию Ингосстраха в рознице?
Это стратегия целевого маркетинга, направленная на обширную, но все же ограниченную категорию клиентов: средний класс и все, что выше, то есть богатых людей. Что ниже среднего класса – это не наше поле, мы туда не идем.
Как осуществляется такая «селекция» клиента на практике?
И за счет более высокой цены, и за счет определенной системы стимулирования агентов. Например, мы сейчас установили практически нулевую комиссию по ОСАГО и повысили тарифы по каско отечественных автомобилей.
В области рекламы Ингосстрах тоже придерживается выбранного пути - строгой ориентированности на свою целевую аудиторию. Конечно, проблема эффективности рекламы существует сегодня для любой, даже самой гигантской компании. Майкрософт недавно объявил, что выделяет 800 миллионов долларов на рекламу. Естественно, и страховщики, работающие в рознице, решают задачу повышения эффективности рекламы. Мы не стремимся охватить рекламными обращениями всю Россию, нам не требуется привлечь каждую бабушку с дачным домиком, которая традиционно страхуется в другой компании. Мы рекламируемся там, где может быть наш клиент, где реклама станет объектом внимания богатых людей. Ну а по таким видам страхования, как авиационно-космическое, и вовсе нет необходимости вообще что-то рекламировать.
Определены и основные каналы сбыта – где продаются новые иномарки. Там предлагаются продукты с традиционным для нас полнофункциональным качественным наполнением. Однако мы иногда ставим задачу вывести на рынок более демократичный продукт для тех клиентов, кто имеет желание покупать дорогой и качественный полис Ингосстраха, но в то же время сэкономить. К примеру, у клиента есть вторая машина, которую он не хочет страховать по полной программе. Вот для него будет предложен более дешевый полис, с такой же гарантированной выплатой, но с меньшим объемом услуг, сервиса. Поэтому каналы маркетинга и маркетинговых коммуникаций у нас достаточно сложные. Мы «обращаемся» к клиенту в форме наружной рекламы, теле- и радиорекламы, в которой отдаем приоритет образовательной составляющей.
Поясните, пожалуйста, на примере?
Например, с ноября прошлого года организован цикл таких «обучающих» радиопередач «Фактор риска». Была выбрана радиостанция «Эхо Москвы», которую слушает наша целевая клиентура.
Может быть, напоследок поделитесь еще парой секретов в области работы с агентами?
Ну раз у нас есть селекция клиента, то есть и селекция агента. Агент должен отвечать определенным профессиональным требованиям. В общем-то, можно сказать, наш агент – это не тот же самый агент, который работал несколько десятилетий на отечественном рынке, выдавая полисы страхования деревянных домиков и «Жигулей». Скорее это та категория агентов, которая потенциально интересна иностранному страховщику. В деле привлечения агентов не надо испытывать иллюзий: здесь все решают деньги. Мало кого из агентов можно удержать или переманить одним только брэндом. Все зависит от уровня агентской комиссии: если разница значительна, то даже самые преданные понесут свои объекты туда, где платят больше денег. А кому-то для перехода достаточно и совсем небольшой разницы в оплате. Все это, безусловно, предстоит узнать на собственном опыте и иностранным страховщикам, если они захотят работать с розницей в России.
16 мая 2006 г.
Версия для печати
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
|