В рамках цикла наших просветительских публикаций мы хотим познакомить читателей с образцами архитектуры, непосредственными заказчиками которой выступали страховые общества. Наш первый дом, о котором пойдет речь сегодня, не самый знаменитый среди прочих. Вероятно, это связано с его малой известностью, но никак не безликостью, и он заслуживает большого внимания и интереса. Мы расскажем о доходном доме Первого Российского страхового общества в Москве (об истории возникновения Общества можно почитать в публикации от 15 февраля 2019 года).
Доходный дом Первого страхового общества (2018 год)
Что же представляли собой доходные дома? Как можно догадаться из названия, квартиры и помещения в таких строениях сдавались внаём. Данный тип жилища возникает в Западной Европе в первой половине XIX века, но наибольшее распространение получает немного позднее. В Москве широкое строительство крупных доходных домов начинается лишь к 70-80 годам XIX века. Уже к 1917 году до 40% жилой застройки Москвы составляли доходные дома. Бурный рост жилищного строительства был вызван промышленной революцией в России, вследствие которой в городах и пригородах появилось множество фабрик, которым требовались руки квалифицированных рабочих и светлые головы «белых воротничков» – наёмных работников, занятых умственным трудом. Развитие науки, образования, сферы услуг также способствовало появлению большого класса людей, которые имели сравнительно высокий заработок, однако позволить себе покупку жилья не могли. На платежеспособный спрос нашлось и предложение. Новые капиталисты, в прошлом купцы, искали выгодные способы размещения своих капиталов. Страховым обществам вложения в недвижимость также дозволялись действовавшим законодательством. Следует заметить, что городские власти в Москве не противились данным инициативам, ведь многие районы города нуждались, как сказали бы сейчас, в капитальной реновации. Таким образом, приводились в порядок улицы, прокладывались новые коммуникации, собирались дополнительные налоги. Места бывших дешёвых трактиров и сомнительных ночлежек превращались в освещенные улицы с линией фасадов чистых домов, что также благоприятно сказывалось на криминогенной обстановке в городе.
Доходные дома различались в зависимости от класса. Самым распространённым был тип массового утилитарного дома. Существовали даже доходные дома для неимущих, возводимые на средства меценатов и города. Вызывает восхищение своей архитектурой и качеством жилья «Доходный дом Солодовникова» в Москве на улице Гиляровского, одна из жемчужин московской архитектуры того периода. Крупный меценат и купец Гаврила Солодовников в своём завещании оставил огромную сумму денег на благотворительные проекты, среди которых были и проекты строительства домов для неимущих. «Большинство этой бедноты составляет рабочий класс, живущий честным трудом и имеющий неотъемлемое право на ограждение от несправедливости судьбы.» – писал в своём завещании Солодовников.
Может вызвать удивление, но строились также доходные дома совершенно иной категории, арендовать квартиры в которых могли позволить себе только очень обеспеченные люди, у которых было достаточно средств и на покупку собственного жилья: известные артисты и учёные, крупные коммерсанты, депутаты и министры. Такие дома проектировались лучшими архитекторами, площадь квартир в них обычно составляла от 200 до 400 кв. м. В квартирах были полностью оборудованные кухни, ванные комнаты и ватерклозеты, электрическое освещение и порой даже лифты системы «Отис». Вспомним отрывок из любимого многими произведения Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», в котором Швондер приходит в квартиру к профессору Преображенскому с новым управлением дома по поводу «уплотнения»: «...общее собрание, рассмотрев Ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом Вы занимаете чрезмерную площадь. Совершенно чрезмерную. Вы один живете в семи комнатах. - Я один живу и работаю в семи комнатах, – ответил Филипп Филиппович, – и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку». Прототипом Калабуховского дома в повести Булгакова послужил доходный дом в Пречистенском переулке в Москве. Дом стоит и поныне и является частым объектом тематических экскурсий по булгаковской Москве.
Формирование крупных домов-комплексов способствовало рационализации планировки доходных домов, что особенно проявилось в строительстве домов акционерных страховых обществ. Такие дома-комплексы, спланированные в виде единого здания сложной конфигурации, отличаются общей упорядоченностью расположения корпусов на участке, цельной композицией, а также включением в здание помещений под сферы обслуживания и магазинов, расположенных в нижних этажах. Большие доходные дома начала XX века стали своего рода предвестниками современных микрорайонов, где на большой территории участка находились жилые и торговые помещения, а также внутренние дворы, закрытые от улицы. Именно таким предстает перед нами доходный дом Первого Российского страхового общества, прекрасно сохранившийся, расположенный на углу улиц Кузнецкий мост и Большая Лубянка. Дом построен в 1905 - 1906 гг. по проекту архитекторов Леонтия Николаевича Бенуа (1856 - 1928) и Александра Ивановича Гунста (1862 - 1939). Площадь застройки дома в одном из самых дорогих районов города занимает треть квартала, что определило его класс как дома для богатых квартирантов. Это единственная постройка известного питерского архитектора Леонтия Бенуа в Москве. Давайте посмотрим на здание с необычного ракурса, сверху.
Спутниковый снимок доходного дома Первого страхового общества (Google, 2019)
Огромный шестиэтажный дом представляет собой два многогранника, разделенных вытянутым парадным двором и соединенных центральным корпусом-перемычкой. Такой двор, известный как курдонёр, создает принципиально новую схему застройки участка, разрушая традиционную сплошную линию фасада дома. И действительно, благодаря такой компоновке, нижние этажи дома как бы продолжают собой знаменитую торговую улицу Кузнецкий мост. Курдонёр (дословно с французского языка «почетный двор») получил распространение в европейской дворцовой архитектуре эпохи Барокко в XVIII веке и служил обширной площадью перед дворцом, ограниченный флигелями здания, преимущественно для подъезда карет. Данный тип двора, вероятно, восходит еще к эпохе замкового строительства, выполняя дополнительную оборонительную функцию для его защитников. Давайте присмотримся к форме доходного дома Первого страхового общества. В очертаниях боковых корпусов можно усмотреть гипертрофированные башни, и вся строгая конструкция предстает тогда как средневековый замок. Возможно, перед нами пример умного маркетинга начала XX века, когда заказчик, делясь своими пожеланиями относительно внешнего облика будущего дома с архитекторами, мог упомянуть, какое впечатление оно должно производить. На наш взгляд, здание вызывает ощущение надежности и сдержанности, что очень подходит к имиджу любой страховой компании. В поддержку данной версии говорит и неоклассический стиль оформления фасада дома, его строгая лаконичность и симметрия.
В доходном доме до революции, помимо квартир и различных предприятий малого бизнеса, находился Первый Русский Автомобильный Клуб. С 1909 по 1914 гг. председателем клуба был князь Феликс Юсупов, знаменитый убийством Григория Распутина. С 1901 по 1914 год клуб проводил автомобильные поездки, пробеги и гонки. С началом войны были организованы автомобильно-санитарные отряды и лазарет. В 1917 году клуб прекратил свое существование.
Первый Русский Автомобильный Клуб (1912 год)
И всё же, чем может быть вызвана подобная изломанность линии фасада дома со стороны площади Воровского – большого пустыря, выполняющего в настоящее время функцию уличной стоянки для машин? На момент строительства дома данный участок был занят Церковью Введения Пресвятой Богородицы во храм 1514 года постройки с прилегающей к ней территорией.
Церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм (1906-1910гг.)
Храм проектировался итальянским архитектором Алевизом Новым, больше известным такой своей работой как Архангельский собор в московском Кремле. Церковь значительно перестроили в 1745 году, а в 1924 новая Большевистская власть снесла храм под предлогом переноса на образующуюся площадь памятника Вацлаву Воровскому, стоявшему в парадном дворе дома. Тем самым задумка ансамбля здания, как бы охватывавшего своими корпусами-крыльями церковь, была разрушена. Памятник Воровскому, революционеру и одному из первых советских дипломатов, убитому в Лозанне в 1923 году, поставили во дворе дома не случайно, и он никогда не покидал своего первоначального места. После революции в 1918 году доходный дом занимает Народный комиссариат иностранных дел (Наркоминдел), в котором служил Воровский, также здесь была квартира, в которой он жил. Памятник по проекту скульптора Михаила Каца, установленный в 1924 году, представляет собой яркий пример искусства раннесоветского периода. Какими только эпитетами не награждали слегка скрюченную фигуру дипломата на постаменте: и памятник радикулиту, и танцующему, и даже пьяному дипломату! По одной из версий скульптор Кац, лично знавший Воровского, изобразил того в момент выступления на трибуне, по другой – в момент убийства выстрелом в спину. Наркоминдел занимал помещения доходного дома вплоть до переезда в сталинскую высотку на Смоленской площади в 1952 году.
Митинг возле памятника Воровскому, выступает наркоминдел Чичерин (1924 год)
Нужно сказать, что в период 20-х годов XX века доходные дома являлись единственным типом массового благоустроенного жилища. Дома с квартирами от пяти комнат и выше начинают заселяться покомнатно, появляются знаменитые советские коммуналки. Большие парадные помещения квартир дробятся перегородками на мелкие, но в целом интерьеры квартир еще пока сохраняются. Квартиры от четырёх комнат и меньше мало подвергаются изменениям. Другой тенденцией было лишение доходных домов их первоначальных функций. В черте Белого города Москвы (территория ограниченная нынешним Бульварным кольцом с одной стороны и бывшей стеной Китай-города с другой) лучшие доходные дома занимаются государственными структурами, как это произошло с домом Первого Российского страхового общества и многими другими, о которых мы расскажем вам в наших следующих публикациях.