Ллойд в страховом мире является практически словом нарицательным. Термин «Ллойд» часто используется в отношении мирового рынка страхования и перестрахования, если говорить о современности, и морского страхования, говоря с позиции истории. Ллойд — это вековые традиции Лондонского Сити и один из столпов современного финансового мира. Вбирая в себя всё перечисленное, есть то, чем Ллойд не является: страховой компанией. Особый статус этого учреждения регулируется принятым Парламентом Великобритании актом Ллойда от 1871 года, по которому корпорация действует как страховой рынок, где различные финансовые поручители (провайдеры, андеррайтеры, агенты, брокеры), сгруппированные в синдикаты, встречаются для объединения и распределения страховых рисков. А началось всё, как это ни покажется удивительным, с кофейни на одной из улиц в порту Лондона.
Памятная табличка на месте кофейни Ллойда на Ломбард-стрит, Лондон (Фото Wikipedia)
Об Эдварде Ллойде (1648-1713) известно мало. Считается, что он перебрался в Лондон из Уэльса в 1680 году, где служил церковным старостой, составив себе хорошую репутацию. Мистер Ллойд никогда не был связан со страховым бизнесом, занимаясь торговлей вина, кофе и даже лошадьми. За свою жизнь был женат трижды. Первое упоминание о кофейне Эдварда Ллойда относится к 1688 году в связи с публикацией в «Лондонской газете». Эта кофейня была одной из нескольких, где собирались мореплаватели, купцы и владельцы судов, чтобы обсуждать дела и получать последние новости в атмосфере неформального общения. Лондонские кофейни или, как их называли, «кофехаусы» XVII-XVIII веков стали целым явлением в культурной и экономической жизни Великобритании, оказав влияние и на развитие всей современной капиталистической системы. В те времена кофейни становятся чрезвычайно модным явлением и даже специализируются по «отраслям». Существовали кофейни для врачей, где проводили медицинские консультации; менял, где ссуживали деньги; юристов, поэтов, журналистов и т.д. И конечно же были кофейни, где встречались купцы и судовые брокеры. Принципиальным отличием кофехаусов от таверн было то, что в них не подавали алкоголь, тем самым настраивая посетителей на более деловой лад. До распространения кофеен лондонцы, предпочитая пиво или эль как более безопасную альтернативу зловонной воде из Темзы, были более или менее пьяны на протяжении всего дня. Можно сказать, что распространение кофе, его бодрящий эффект, оказали огромное влияние на укоренение трезвого образа жизни, что послужило импульсом к развитию коммерции. Фондовая биржа, страховое и аукционное дело, — всё это берёт начало в кофехаусах XVII столетия, — где были заложены основы современных кредитных отношений, страховой защиты и рынков. Это значительно упростило расширение британской сети мировой торговли в Азии, Африке и Америке и обусловило доминирование Британской империи как торговой державы на протяжении столетий. На популярность кофехаусов работало и то, что в описываемый период немногие из лондонских купцов имели собственные офисы. Таким образом, за один пенни любой мог получить доступ к чашке бодрящего кофе, новостям, сплетням и огромному числу профессионалов и дельцов, воспринимающих заведение как своё рабочее место.
Деловые переговоры за чашкой кофе в кофейне у Ллойда (кадр из фильма Кофехаус Ллойда British Pathe)
Что же помогло кофейне мистера Ллойда стать центром притяжения для всех занятых в морской торговле? В то время в лондонских кофейнях считалось хорошим тоном бесплатно предоставлять своим посетителям перо и чернила. Это также показывает, что подобные заведения служили не только местом для отдыха. Но Эдвард Ллойд пошел дальше этого. Он начал снабжать своих клиентов судовыми и торговыми новостями, наняв специальных людей, которые обходили другие заведения и даже причалы, собирая информацию из первых уст. Когда происходили какие-либо события, могущие иметь большое значение для посетителей, то один из официантов делал специальное устное объявление на всё помещение. Как и сейчас, информация о реальном положении дел в какой-либо отрасли имела огромную ценность для всех заинтересованных участников. Возможность получать правдивую информацию раньше конкурентов является одним из главных преимуществ на рынке. Однако по сравнению с эпохой Интернета, каналы передачи информации XVII века были куда как более медлительны, а их количество ограничено. Эдвард Ллойд смог, говоря языком современного маркетинга, выявить спрос со стороны своих посетителей и предложить им продукт, в котором они так нуждались. Спустя несколько лет, в 1696 году Эдвард Ллойд учреждает собственную газету «Новости Ллойда», специализирующуюся на новостях морской торговли. Газета выходила три раза в неделю и была одним из немногих регулярных печатных новостных изданий того времени. Однако в связи с публикацией некой негативной информации в отношении правительства, газета вскоре была закрыта. Тем не менее, Эдвард Ллойд продолжил публиковать новости в рукописной форме. В 1734 году Томас Джеймсон, к которому со временем перешла кофейня Ллойда, используя репутацию последнего, возродил издание под названием «Ллойд-Лист». С тех пор газета выходила в печатном виде вплоть до 2013 года и сейчас публикуется в цифровом формате, что делает её одним из старейших и продолжительных по времени выхода изданий в мире.
Вернемся к Ллойду. В его кофейне формируется круг постоянных клиентов, и в связи с расширением заведения он в 1691 году переносит его с Тауэр стрит на Ломбард стрит — центр финансов и торговли XVII века, сердце лондонского Сити. Название улицы произошло от ломбардских купцов, изгнанных из Италии в XIII веке. Именно ломбардцам приписывают происхождение слова «полис» от итальянского «polizza», т.е. «обещание». Вообще, несмотря на то, что со временем Великобритания стала известна как «царица морей», морскую торговлю и страхование принесли в Лондон немцы из Ганзейских городов и ломбардцы. Первый полис морского страхования, выпущенный в Великобритании, относится к 1547 году в отношении судна, перевозившего вино из испанского Кадиса в Лондон.
Кофейня Эдварда Ллойда становится центром всего, что связано с морским делом и торговлей. В ней начинают собираются также и андеррайтеры — люди, оценивающие и принимающие решение о страховании риска. Возникновение профессии андеррайтера в страховом деле относят к этому же времени. Известно, что первые андеррайтеры появились в кофейне под названием Гэррауэй, одной из тех, что являлись конкурентами Ллойда. Люди, заинтересованные в принятии риска, за фиксированную премию подписывались в конце контракта на перевозку товаров, отделяя своё обязательство чертой, указывая, за какую часть груза они брали на себя ответственность. От этого и пошло называние андеррайтер. Один контракт мог иметь несколько андеррайтеров, которые таким образом распределяли собственный риск на множество договоров, снижая вероятность больших убытков по каждому отдельному случаю. Кофейня Ллойда превратилась в своего рода биржу для всех участников процесса морских перевозок.
В истории развития бизнеса Ллойда есть и своя ложка дёгтя. Великобритания как крупнейшая колониальная держава на протяжении столетий занималась работорговлей. Корабли из портов Бристоля, Ливерпуля и Глазго доставляли мануфактурные товары на западное побережье Африки, где обменивались на рабов, которые вывозились в Североамериканские колонии и Англию. Суда из Североамериканских колоний доставляли в метрополию сахар, табак и хлопок, произведенные рабами на плантациях. Данная практика, получившая название «Треугольная торговля» из-за траектории торговых путей между континентами, была распространенна с конца XVI по начало XIX веков. За 300 лет было совершено приблизительно 30 тысяч плаваний по доставке рабов. Ллойд как крупнейшая биржа морского страхования, таким образом, имеет непосредственное участие в британской работорговле, по вине которой более 10 миллионов человек было насильственно вывезено с западного побережья Африки, и большой процент которых умер во время плавания. Участники Ллойда страховали рабов и корабли, перевозившие их, причем речь идет о страховании людей как товара. Ллойд стал монополистом в морском страховании, связанном с работорговлей, и занимался этим до начала XIX века. Известно также, что кофейня Ллойда в Лондоне была местом, куда доставляли беглых рабов и распространяли новости об их нахождении.
Андеррайтер страхует груз в кофейне у Ллойда (кадр из фильма Кофехаус Ллойда British Pathe)
В кофейне у Ллойда (рисунок Boating New Zealand)
Со временем, формат кофейни становится слишком тесен для Ллойда, а ярко выраженная специализация посетителей заведения требует интеграции с другими участниками финансового рынка. На данном этапе ключевую роль в развитии Лондонского Ллойда сыграл андеррайтер Джон Юлиус Ангерштейн (1732-1823), возглавлявший корпорацию до 1796 года. Сын русской императрицы Анны Иоанновны (1693-1740) и английского дельца Эндрю Томпсона, Джон в 1749 году прибывает в Лондон из Санкт-Петербурга и устраивается на работу в фирму отца. В 1774 году, уже будучи андеррайтером, он организовывает переезд Ллойда в здание Королевской биржи, для чего арендует несколько помещений. Возглавив комитет организации, он смог вывести корпорацию на новую высоту, значительно расширив объем совершаемых операций, в связи с чем мистера Ангерштейна именуют даже «отцом Ллойда». Помочь в этом ему могли и обширные связи, в числе которых был король Георг III, премьер-министр Великобритании Уильямм Питт Младший и другие. В 1794 году андеррайтеры Ллойда потеряли сотни тысяч фунтов стерлингов на страховании голландских и русских кораблей в связи с действиями противоборствующих стран во время Наполеоновских войн. Однако Ангерштейн выкупил права на спасение имущества, и два года спустя убыток был выплачен андеррайтерам. Это первый известный случай в истории страхования, когда андеррайтер провел успешную спекуляцию с ликвидационной стоимостью имущества после выплаты суммы страхового возмещения. Юлиус Ангерштейн известен также как коллекционер предметов искусства, которые он приобретал на доходы от деятельности, связанной с работорговлей. После смерти Ангерштейна коллекция картин, купленная государством, послужила основой для создания Лондонской национальной галереи.
За свою историю синдикат Ллойда выдержал множество штормов как на море, так и на суше. Одним из крупнейших испытаний в его истории стало землетрясение 1906 года в городе Сан-Франциско (США), в результате которого было уничтожено более 80% зданий. Убытки Ллойда были значительны, несмотря на то, что зарубежное страхование в то время осуществлялось с большой долей осторожности. В то время как некоторые страховые компании отказались оплачивать убытки в соответствии со своими правилами в части форс-мажорных обстоятельств, один из ведущих андеррайтеров Ллойда Катберт Хит инструктировал своих агентов в Сан-Франциско «выплачивать всем держателям полисов полную стоимость, безотносительно условий в их договоре». Этот жест укрепил репутацию Ллойда как надежного и важного торгового партнёра для американских брокеров и полисодержателей. Со временем география страхования корпорации распространилась на весь мир, а на страхование принимается что угодно: от традиционных морских и пожарных рисков до отдельных частей человеческого тела и даже улыбки. Организация, начало которой было положено в маленькой кофейне в лондонском порту, сменив не один адрес, сейчас занимает знаменитое футуристическое 14 этажное здание в центре лондонского Сити, принадлежащее... китайской страховой группе. Но об этом мы расскажем в нашей следующей публикации.
Британский «Пате-журнал» в 1960 году выпустил короткометражный фильм-реконструкцию продолжительностью всего несколько минут, посвященную самым ранним годам кофейни Эдварда Ллойда (Lloyd’s Coffee House). В фильме воссоздаётся атмосфера кофехаусов XVII века и демонстрируется, как дельцы и андеррайтеры заключали в них сделки. Фильм доступен по ссылке (на англ. языке).