mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Экспонаты
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)
Библиотека
Термины


Яндекс цитирования

Виртуальная выставка – экспонаты

Основные разделы виртуальной выставки:
Рубрикатор, Ключевые слова, Поиск
 Вернуться на шаг назад
16.01.2020  |  просмотров: 2 065

К середине 2030 годов Китай планирует стать крупнейшим страховым рынком мира, обойдя нынешнего лидера — США. Уже сейчас эта страна является вторым рынком страхования по объёму собранной премии, которая на 2018 год составила $575 млрд. Для сравнения, объём собранной страховой премии в России за этот же год составил около $24 млрд. Китай сегодня — это домашний регион и для крупнейшей в мире страховой группы Пинг Ан (Ping An Insurance), в которой работает более миллиона страховых агентов. Этого успеха компания достигла всего за... 30 лет с момента своего учреждения! В 2013 году китайская страховая группа Пинг Ан приобрела футуристическое здание штаб-квартиры Лондонского Ллойда, что стало не только статусной, но и весьма символичной покупкой. В чём заключается символизм этого приобретения, и как развивался страховой рынок императорского Китая XIX — начала XX веков пойдёт рассказ в сегодняшней публикации.

Первые формы страховой защиты появились в Китае ещё в 3 — 2 тысячелетии до н.э., и были выработаны китайскими купцами для транспортировки товаров морем. Наравне с Вавилонским царством, Китай является первопроходцем в развитии страхового дела. Кроме задачи распределения риска, те практики на заре человеческой цивилизации ничего общего не имели с морским страхованием наших дней. В современном виде страхование в Китае появилось лишь в начале XIX века. Здесь нужно упомянуть, что в технологическом отношении императорский Китай конца XVIII — начала XIX веков катастрофически отстал от стран Западной Европы и США, где уже вовсю шла Промышленная революция. Тем не менее по размеру ВВП в 1820 году это была по-прежнему самая крупная экономика мира. Страна представляла традиционный интерес для европейских колониальных держав как источник востребованных в метрополиях товаров, таких как чай, шёлк и хлопок, спрос на которые только возрастал. Однако сальдо торгового баланса было не в пользу «заморских дьяволов», как иногда называли белокожих иностранцев китайцы, соглашавшиеся обменивать свои товары исключительно на серебро. К концу XVIII века ситуация с оттоком серебра из стран Западной Европы в Китай стала настоящей проблемой для правительств этих государств. Решение этой проблемы было найдено: чтобы изменить баланс в движении ценного металла нужно подсадить местное население на опиум. Было ли то совпадением интересов торговцев и правительства Великобритании, или второе лишь воспользовалось развитием ситуации, мы наверняка утверждать не можем. Но действия заморских купцов породили серию военных конфликтов, известных как Опиумные войны, по результатам которых Китай был вынужден выплачивать Великобритании огромные контрибуции. Стране были навязаны крайне невыгодные условия торговли, а также пришлось идти на территориальные уступки. Со временем всё это привело к окончательному ослаблению страны и краху последней династии Цин.

В. Дэниел. Вид на европейские торговые фактории в порту Кантона (Гуанчжоу). Картина 1805-1810 гг. (Источник Wikimedia Commons)

Можно сказать, что современное страхование в Китай вместе с опиумом привезли купцы, выходцы с европейского континента. Обычной практикой тех лет было учреждение представительств обществ морского страхования, прежде всего британских, в странах, с которыми Великобритания вела торговлю. Однако в случае с Китаем, обосновавшиеся коммерсанты иностранного происхождения стали учреждать собственные компании. В нашем рассказе мы не случайно акцентировали внимание на связке купцов с торговлей опиумом. Наркотик завозился в Китай из Индии морем, и груз необходимо было страховать. Однако поскольку Британская Ост-Индская компания имела монополию на торговлю с Индией, всем остальным участникам рынка лондонские страховщики предлагали крайне высокий страховой тариф. Это породило потребность в создании новых местных центров страхования на торговом направлении Китай — Индия, что исключало бы необходимость участия Лондона в страховых сделках. До Первой опиумной войны 1839 года Китай придерживался политики изоляционизма, и вести торговлю иностранцам дозволялось через единственный южный порт Гуанчжоу (Кантон). Таком образом, Гуанчжоу стал центром страхования всего Азиатско-Тихоокеанского региона первой половины XIX века.

Первое китайское «Кантонское страховое общество» (Canton Insurance Society) было создано в Макао в 1805 году. Его основателями стали два крупных британских независимых торговых дома Beale&Magiac (позднее известное как Jardine Matheson&Co) и Dent&Co. Обе компании, помимо легальной торговли, занимались поставками в Китай опиума, и именно этот товар в XIX веке стал главным источником их прибыли. Изначально Общество создавалось для страхования судов и грузов компаний-учредителей, но вскоре значительно расширило число участников и географию операций, достигнув берегов Японии. Чтобы принимать на страхование риски, превышающие возможности «Кантонского общества», с 1820-х годов компании-учредители выступают также со-страхователями по морскому и огневому страхованию, а с 1829 года среди участников фигурирует и один из крупнейших лондонских страховщиков «Феникс» (Phoenix). В 1835 году торговый дом Dent&Co выходит из партнёрства с тем, чтобы шестью годами позднее учредить собственное страховое общество. Изначально базировавшаяся также в Макао «Китайская страховая компания» (China Insurance Company) в 1842 году выбирает своей штаб-квартирой Гонконг. Переезд был связан с тем, что в этом году по результатам проигранной Китаем Первой опиумной войны Гонконг перешёл во владение Великобритании.

Э. Дункан. Расстрел китайских джонок (деревянные китайские военные корабли противостоят броненосному британскому линкору Немесис). Картина 1843 г. (Источник Wikimedia Commons)

Нанкинский договор, подписанный Китаем после поражения в Первой опиумной войне 1842 года, включал допуск иностранных купцов в 5 ключевых гаваней. Среди них был и порт Шанхая, со временем ставший главным для международной торговли западных держав с Китаем. Бизнес наркоторговцев процветал. Если на начало конфликта в 1839 году объём импорта опиума в Китай составил 2 553 тонн, то к 1863 году он вырос до 4 232 тонн. Сразу же после открытия Шанхая для ведения дел иностранцами, британский торговый дом Jardine Matheson&Co переносит туда штаб-квартиру «Кантонского страхового общества». После Второй опиумной войны в 1862 году в городе появляется ещё одна, на этот раз американская «Страховая ассоциация Янцзы» (Yangtze Insurance Association). Общество было учреждено североамериканским торговым домом Russell&Co с целью страхования судов и грузов дочерней «Шанхайской пароходной компании» (Shanghai Steam Navigation company). «Страховая ассоциация Янцзы» контролировала рынок морского страхования русла реки Янцзы, а со временем распространила свои операции на Лондон, Нью-Йорк, Сингапур и другие ключевые мировые морские гавани.

До середины XIX века страховой рынок в Китае существовал в отрыве от национального, обслуживая интересы иностранных купцов. Иностранные страховщики не желали заключать договоры с местным населением, ограничивая свою клиентуру только выходцами из Европы и США, проживавшими на территории страны. Тем не менее, местный капитал начал участвовать в деятельности иностранных страховщиков уже с 1830-х годов. Китайские же торговцы продолжали следовать собственным методам минимизации риска. К примеру, местные купцы распределяли товары по нескольким судам и полагались на традиции взаимопомощи по принципу общности места происхождения. Однако местное население со временем стало приходить к пониманию преимуществ страховой защиты современного типа. Прежде всего этим заинтересовались торговцы средней руки, оперирующие небольшим количеством товара, в связи с чем им было недоступно распределение грузов по нескольким кораблях при их транспортировке. С 1860-х годов иностранные общества морского и огневого страхования, расположенные на восточном побережье страны, начинают заключать договоры с местным населением.

Склад опиума Британской Ост-Индской компании. Иллюстрация (Источник Wikimedia Commons)

Лишь начиная с 1870-х годов можно говорить о формировании национального страхового рынка Китая. Первая китайская «Компания морского страхования Рене» (Renhe Maritime Insurance Company) была учреждена в 1875 году как дочерняя структура «China Merchants Steamship Navigation Company». В 1878 году появилось ещё одно местное общество морского страхования, и в том же году первая национальная «Компания пожарного страхования» (Fire Insurance Company). Эти общества, созданные на средства частного капитала, действовали под покровительством императорского правительства Китая и участвовали в крупных сделках только при соответствующих дозволениях свыше. Интересно также отметить, что в императорском Китае не существовало корпоративного права, но подписанные правительством Китая с правительствами западных стран договоры составили определённую юридическую базу для ведения дела страховыми обществами. К этому нужно добавить, что система Британского права, распространившаяся на Гонконг после его передачи Великобритании, стала бесценным подспорьем для развития в Китае не только страховой отрасли, но и других финансовых институтов.

Страховой рынок Китая XIX века, локализованный на восточном и южном побережьях страны, с самого своего зарождения был интегрирован в международную систему экономических отношений. Учреждаемые в Китае общества быстро открывали представительства в портовых городах других стран региона, таких как Япония, Таиланд, Филиппины, Индия, Сингапур (на момент описываемых событий последние три страны являлись колониальными территориями). Хотя компании и создавались на китайские капиталы, управлялись они зачастую иностранцами. Тем не менее, в их управлении и стратегии развития всё равно присутствовал местный колорит. И этот факт роднит китайский страховой рынок конца XIX века с российским дореволюционным.

Морское и противопожарное виды страхования в Китае оставались основными в XIX веке. Страхование жизни впервые стали предлагать в Шанхае в 1870-х годах, но только для проживающих в стране европейцев и американцев. На начало XX века объем рынка страхования жизни в Китае в процентном соотношении к общему населению был крайне мал и ограничен территорией нескольких крупных городов, где существовал класс обеспеченных образованных жителей. Уровень урбанизации в стране с населением 400 млн. человек на 1900 год составлял 8%. И хотя в абсолютных значениях это составляло население крупной европейской страны, финансовые возможности этого городского населения, доступность страховых услуг и понимание их необходимости невозможно сопоставлять с Францией или Австро-Венгрией тех лет. Ещё одним препятствием для развития страхования жизни в Китае были традиционные взгляды на смерть, равно как и отсутствие адекватного механизма её юридического заверения. Ситуация изменилась в конце 1920-х годов, когда китайские банки при поддержке правительства стали учреждать собственные компании страхования жизни, продвигая услугу как способ сохранения капитала. Среди первых китайских обществ страхования жизни можно отметить основанное в 1912 году «Китайское Объединённое Страховое общество» (China United Assurance Society) и «Общество страхования жизни Венера» (Venus Life Insurance Company) 1914 года.

Вид на здание таможни (Custom House) и отеля Cathay в городе Шанхай. Фото 1920-е годы. (Источник archive.shine.cn)

В начале XX века Шанхай становится экономическим центром не только Китая, но и всего региона. До Первой Опиумной войны 1839 — 1842 гг. Шанхай представлял из себя небольшое рыбацкое поселение, но с приходом иностранных купцов в городе активно развивается городская инфраструктура, строятся дороги, современные дома и склады. Уже в 1871 году город был соединён проводным телеграфом с Лондоном и рядом других городов Азиатско-Тихоокеанского региона, что подчёркивает его исключительное значение в системе международной торговли второй трети XIX века. В 1891 году была учреждена Шанхайская фондовая биржа. В середине 1930-х годов Шанхай насчитывал отделения 182 иностранных и местных банков. В 1949 году в городе было более 200 страховых компаний. Однако 1 октября 1949 года Мао Цзэдун на площади Тяньаньмэнь в Пекине провозгласил создание коммунистической Китайской Народной Республики, что ознаменовало и новую главу в истории страхового дела в этой стране.

XIX век стал временем больших потрясений в истории Китая. Некогда самое могущественное и передовое государство с армией формальной численностью в 880 тысяч человек проиграло в серии войн на собственной территории небольшим экспедиционным корпусам индустриальной супердержавы Великобритании. Страну заполнили поставки заморского опиума, на торговле которым «белые дьяволы» укрепляли фундамент собственной империи. Реальность, с которой столкнулось «Центральное государство», как Китай именует себя сам, оказалась горьким опытом для национального самосознания. Но экспансия чужеземцев принесла в страну и новые экономические практики, в частности современную модель страхового дела. Мы не смеем утверждать, что благодаря данному факту в этой бочке дёгтя есть и своя ложка мёда. Полагаем, что после приведённой выше истории, символизм приобретения штаб-квартиры крупнейшей в мире биржи страхования Лондонского Ллойда крупнейшим в мире китайским страховщиком становится вполне очевиден.

Предоставлено: Тимофей Бегров
 Вернуться на шаг назад