Поздним вечером 14 апреля 1912 года самый крупный, самый роскошный и, как считалось, непотопляемый морской лайнер «Титаник» столкнулся с айсбергом и затонул в ледяных водах Атлантического океана. От начала трагедии до того момента, как корма судна скрылась под водой, прошло 2 часа и 40 минут. Утром 15 апреля 1912 года в центре мирового рынка морского страхования — штаб-квартире Лондонского Ллойда, в зале андеррайтеров, нарастало напряжение. По телеграфу поступали противоречивые сведения о судьбе «Титаника». Днём, к расположенной в центре зала кафедре овальной формы с куполом, напоминающую ротонду, подошёл одетый в красную ливрею человек. Это был служащий Ллойда в должности, которую с определённой долей условности можно перевести на русский язык как «официант» (англ. waiter). Это яркий пример удивительного следования традициям, и наследие тех давних времён, когда Ллойд являлся не более чем небольшой кофейней на Ломбард стрит в сердце Лондонского Сити, где за чашечкой кофе собирались андеррайтеры. К куполу кафедры был подвешен блестящий колокол «Лутины», поднятый с легендарного одноимённого затонувшего судна. Человек взошёл на помост, взялся за крепящийся к языку колокола корабельный канат, и в зале раздался один удар. Второго удара не последовало. Это значило, что пароход «Титаник» — один из множества тысяч кораблей, которые страховали участники синдиката, погиб. С этого момента все сделки по перестрахованию связанного с ним рисков должны были быть прекращены. 16 апреля в «Книге Потерь» (анг. Loss Book), которая и по сей день является летописью кораблекрушений, гусиным пером была сделана соответствующая запись. К этому времени, корабль, застраховать который сочли за честь 12 страховых компаний и более 60 участников синдиката Ллойда, лежал на глубине 3 750 метров на дне Атлантического океана. В этой статье мы расскажем о малоизвестных фактах, связанных с одной из самых знаменитых катастроф XX века.
Ужасные новости в Ллойде. 15 апреля 1912 года. Иллюстрация в газете (Источник Lloyds.com)
«Натолкнулся на айсберг и затонул на 41,16 северной широты, 50,14 западной долготы» — этой короткой записью за № 734 в «Регистре Британского иностранного судоходства Ллойда» за 1912 год отмечено крупнейшее на тот момент кораблекрушение в истории. Несмотря на то, что гибель «Титаника» является одной из наиболее детально изученных катастроф, оценки количества пассажиров на борту и, следовательно, числа жертв и выживших, по-прежнему разнятся. Согласно специализированному англоязычному онлайн ресурсу «Encyclopedia Titanica», всего на судне находилось 2208 человек (по данным Ллойда 2224 человека), из которых погибло 1496 человек, выжило 712 человек. Число спасшихся пассажиров первого класса составило 62%, а для пассажиров третьего класса эта цифра равняется 25,5%. Наихудший же показатель выживших среди команды корабля, их число не превысило 23,8%. Столь чудовищная статистика связана как с неожиданностью столкновения океанского лайнера с айсбергом и поздним временем происшествия, когда многие пассажиры уже спали; так и с тем, что количество спасательных шлюпок было рассчитано на гораздо меньшее число человек, чем было на судне. При максимальной загрузке шлюпки могли вместить 1200 человек, но в условиях паники многие из них спускались на воду полупустыми. Несмотря на то, что спасательных шлюпок было недостаточно, их количество всё равно превосходило необходимым минимум, согласно правилам безопасности тех лет. Основная часть людей погибла от переохлаждения в воде, температура которой была −2°С. Пассажирский пароход «Карпатия», который находился неподалёку от места трагедии, смог подобрать выживших лишь спустя полтора часа после полного погружения «Титаника» под воду. Информация об обстоятельствах гибели «Титаника» является общедоступной, поэтому мы ограничимся лишь самыми общими сведениями о кораблекрушении.
В. Штёвер. Гибель Титаника. Гравюра 1912 год (Источник Wikimedia Commons)
Наибольший интерес в рамках цикла наших публикаций представляют условия страхования «Титаника» и то, какие выплаты последовали после гибели корабля, людей и имущества. Согласно данным бюллетеня Ллойда, приуроченного к столетней дате трагедии, судно вместе с его близнецом «Олимпик» было застраховано по КАСКО (корпус корабля и машинное оборудование) на срок 1 год на сумму 1 млн. фунтов стерлингов (около $5 млн.) с безусловной франшизой 150 тыс. фунтов стерлингов каждое. Чтобы лучше осознать размер этого риска, участники Ллойда заключили сделку на сумму 115 млн. фунтов стерлингов в ценах сегодняшнего дня в отношении каждого корабля. Перестраховочный слип (документ, рассылаемый перестрахователем потенциальным страховщикам с предложением принять участие в факультативном перестраховании соответствующих рисков) был открыт 9 января 1912 года брокером Willis Faber & Co. К слову, компания существует до сих пор, и её штаб-квартира находится напротив всемирно известного футуристического здания Ллойда в Лондоне, по другую сторону улицы Лайм-стрит (о необычной постройке можно почитать в статье «Дом, который построил Ллойд» от 21 марта 2019 года). Спустя 3 дня, 11 января 1912 года слип был закрыт. Число участников сделки составило 77; андеррайтеры приняли на риск суммы от 200 до 75 тыс. фунтов стерлингов каждый. Общая премия в отношении «непотопляемого» судна равнялась всего 7,5 тысяч фунтов стерлингов (862 тыс. фунтов стерлингов в ценах 2020 года). Сумма, на которую был застрахован «Титаник», являлась экстраординарной и составила 20% от объёма рынка морского страховании за 1912 год (5 млн. фунтов стерлингов).
Перестраховочный слип брокера Willis Faber & Co (Источник Lloyds.com)
Низкая премия могла быть вызвана не только уверенностью участников синдиката в особой плавучести «Титаника», но и благодаря созданным на пути следования корабля передовым средствам связи, в частности, беспроводному телеграфу. На мысе Кейп-Рейс на острове Ньюфаундленд в северо-западной части Атлантического океана ещё в 1901 году была основана сигнальная станция Ллойда. В 1905 году она была оборудована устройством беспроводной радиосвязи фирмы «Маркони и Ко», чтобы предупреждать проходящие суда о скоплениях льда, айсбергов и других объектов, представляющих опасность для навигации. Именно эта станция при помощи беспроводного телеграфа системы Маркони первой получила информацию о том, что «Титаник» потерпел аварию и тонет. Эти сведения по Транс-Атлантическому подводному кабелю были переданы в Лондон. Однако другие станции, в частности телеграфный узел в Нью-Йорке, транслировали сообщения, что повреждённый «Титаник» находится на буксире в порт Галифакса (Канада). Даже спустя несколько дней после трагедии, ряд газет продолжали публиковать заметки о том, что «Титаник» отбуксирован в Галифакс. Противоречивые сведения, поступающие к участникам страхового синдиката утром 15 апреля, вызвали огромную нервозность на рынке. Когда андеррайтеры Лондонского Ллойда получили сведения от телеграфной станции с мыса Кейп-Рейс, что «Титаник» тонет, ставки по перестрахованию его риска тут же взлетели на 60%. Когда же поступило ложное сообщение из Нью-Йорка, они опустились до 25%.
Одна из сигнальных станций Ллойда на полуострове Лайзард, Англия. Современное фото (Источник Wikimedia Commons)
Столь известные катастрофы порождают множество легенд, конспирологических теорий и небылиц. Некоторые из них могут иметь даже документальное обоснование. Приведём заметку, опубликованную 16 апреля 1912 года в американской газете «The Denver Post». В ней указано, что «убыток в размере $10 млн., вызванный гибелью парохода „Титаник“ будет, без сомнения, выплачен в полном объёме более чем 1000 участников страхового рынка Ллойд». Не понятно, имеется в виду общее количество участников рынка Ллойд или участников сделки, но в любом случае эта информация создаёт ложное впечатление. Указанная же в заметке сумма ($267 млн. на сегодняшний день) в два раза превышает реальный размер покрытия, гарантированного Ллойдом в случае гибели «Титаника». В другой американской газете «Worcester Telegram» тем же днём была опубликована информация, что «Титаник» застрахован на $5 млн., что приблизительно соответствует 1 млн. фунтов стерлингов. При этом отмечалось, что в отношении имущества на борту, среди которого есть бриллианты и ценные бумаги на значительные суммы, никакой точной информации нет.
Заметка в газете The Denver Post 16 апреля 1912 года о якобы $10 млн. страхового покрытия Титаника (источник blogs.denverpost.com)
Собственнику «Титаника» судоходной компании «Уайт Стар Лайн» (анг. White Star Line), базирующейся в городе Ливерпуль, Великобритания, синдикатом Ллойда убыток был выплачен в полном размере согласно условиям договора в течение 30 дней. Убытки по полисам страхования жизни и от несчастного случая были значительными, но покрыты, преимущественно, американскими страховыми обществами. По данным ещё одной американской газеты «Trenton Evening Times», которая в своей публикации от 4 мая 1912 года ссылается на информацию в неких страховых изданиях, общая сумма выплат по полисам страхования жизни и от несчастного случая должна была составить немыслимые $3 464 111, что на 2020 год равно более $93 млн. страховых выплат. Родственники управляющего крупного аграрного холдинга «Amenia-Sharon Land Co» в Северной Дакоте, США Герберта Фуллера Чаффи получили выплату по самому крупному полису страхования жизни среди находившихся на борту пассажиров, а именно $146 750 (почти $4 млн. на сегодняшний день). Крупнейшим убытком по страхованию от несчастного случая стала выплата в размере $175 тыс. (около $4,6 млн.) Полис был выдан на имя владельца крупного универсального магазина в штате Небраска, США Эмиля Брандейса. По данным Ллойда, $50 тыс. по полису страхования жизни получила жена американского бизнесмена и железнодорожного магната Джона Тайера. Его жена Мариан и сын Джек также были на борту. Джек Тайер был одним из немногих выживших среди 40 человек, оказавшихся в ледяной воде. Мариан Тайер, по какому-то мистическому совпадению, умерла ровно через 32 года после гибели мужа, 15 апреля 1944 года.
С крушением «Титаника» впервые в истории связано требование о выплате страховой суммы за утраченный автомобиль по причине... столкновения с айсбергом. Это могло бы быть хорошим анекдотом, если бы американский мультимиллионер Уильям Эрнест Картер на самом деле не затребовал выплату в размере $5000 за свой автомобиль Рено мощностью 25 л.с., который утонул вместе с кораблём. Получил ли указанную сумму мистер Картер, который тоже находился на судне, и, к счастью, смог уцелеть, история умалчивает. Известно также, что им были поданы требования о выплате компенсации за домашних питомцев, погибших на борту «Титаника» на суммы $100 и $200 ($2 666 и $5 333 на сегодняшний день соответственно).
Пароходы Олимпик (слева) и Титаник (справа) в гавани города Белфаст, Великобритания. Фото март 1912 года (Источник Wikimedia Commons)
Зачем страховать судно, если оно считается непотопляемым? Этот вопрос породил ряд конспирологических теорий вокруг трагедии. Суть их, конечно же, заключается в выгоде страхователя от наступления страхового случая. Одной из наиболее тщательно проработанных и, в тоже время, спорных теорий, является версия о подмене «Титаника» его судном-близнецом. 20 сентября 1911 года судно-близнец «Олимпик» было вовлечено в столкновение с крейсером Королевского флота «Хоук» (англ. HMS Hawke) во время движения из порта Саутгемптона, Великобритания к расположенному поблизости острову Уайт, находящемуся в проливе Ла-Манш. Два корабля шли один за другим на расстоянии около 3,1 мили. Производя манёвры, корабли сблизились, идя параллельными курсами. После чего, из-за явления, известного как «присасывание судов», крейсер «Хоук» протаранил «Олимпик». Последовавшее судебное разбирательство между Адмиралтейством и компанией «Уайт Стар Лайн» закончилось признанием последней виновной в столкновении. Синдикат Ллойда, который также застраховал «Олимпик», отказал в выплате. Поскольку корабль после повреждений должен был находиться на длительном ремонте, это ещё больше откладывало спуск на воду «Титаника», и компания несла огромные убытки. Согласно версии главного теоретика заговора Робина Гардинера, корабли были подменены с тем, чтобы хотя бы один из них приносил доход. Таким образом, наскоро отремонтированный «Олимпик» был назван «Титаником», а последний достраивался на верфях под видом ремонта своего пострадавшего судна-близнеца. Ещё одной целью «Уайт Стар Лайн», согласно этой теории, было получить страховое возмещение как будто за новый корабль, организовав катастрофу. В дополнение указывается, что компанией «Уайт Стар Лайн», в собственности которой находились оба корабля, владел влиятельнейший американский финансист Джон Пирпонт Морган, лично заинтересованный в гибели ряда банкиров на судне, составлявших оппозицию блоку сторонников создания Федеральной Резервной Системы США. Насколько реалистичной является эта теория, право судить мы оставляем читателям.
И последнее. На сигнальной станции Ллойда на мысе Кейп-Рейс в Атлантическом океане, которая первой получила сообщение о происшествии с «Титаником», оператором беспроводного телеграфа был некто по имени Уолтер Грей. Радистом на «Титанике» служил его друг британец Джек Филлипс, с которым они вместе учились в Школе беспроводных технологий Маркони. За несколько месяцев до первого и последнего плавания «Титаника» Джек Филлипс, проходя мимо мыса на корабле «Олимпик», отправил сообщение своему другу, что в скором времени он вернётся, но уже на «Титанике». До сих пор судьба Джека Филлипса неизвестна, но более вероятно, что он погиб. Благодаря своей самоотверженности во время трагических событий, многими людьми на родине он почитается героем, его образ отображён во всех фильмах, посвящённых гибели «Титаника», а в ряде почтовых отделений Великобритании и других стран установлены мемориалы в его честь.