Когда житель российского города не обнаруживает на оставленном месте свой автомобиль, в голове у него мгновенно проносятся две мысли. И обе — плохие. Хотя эвакуация на штрафстоянку с последующей беготнёй и финансовыми издержками не выглядит чем-то приятным, второй вариант развития событий гораздо хуже. Хищение автомобиля, как это описывает УК РФ, представляет собой противоправное изъятие чужого транспортного средства с целью извлечения выгоды. В российском законодательстве, как и в законодательстве других стран, хищение отличается от угона, цель которого — временное противозаконное завладение транспортным средством. Преступники, когда их ловят, пытаются воспользоваться этой уловкой, если то позволяют обстоятельства. В США в разговорной речи хищение автомобиля характеризуется выражением grand theft auto (отсюда же и название известной компьютерной игры с соответствующим сюжетом), а для угона используется термин joyriding, впервые использованный в приговоре американского судьи штата Нью-Йорк в далёком... 1908 году! В первой части нашего повествования, посвящённого одной из наиболее распространённых проблем современности, мы расскажем о возникновении феномена автомобильных краж и о ранней позиции в этом вопросе страховых компаний. Во второй части речь пойдёт о вкладе страховых обществ в борьбу с этим поистине всемирным бедствием.
Банда Бонно. Фотомонтаж Ф. Константини в газете Le Figaro, не позднее 1913 г. (Источник Wikimedia Commons)
Несмотря на постоянное усовершенствование автомобильных противоугонных систем, этот вид преступлений против собственности остаётся, если не одним из самых распространённых в количественном отношении, то точно одним из наиболее весомых в денежном выражении. По данным МВД России за 2017 год в структуре таких преступлений кражи транспортных средств составили всего 1,9%, стабильно снижаясь год от года. Российские органы власти не приводят расчёт экономического ущерба от автомобильных краж, так что нам придётся обратиться к данным другой страны, США. По статистике ФБР сумма ущерба от краж транспортных средств, куда входят не только автомобили, но и скутеры, мотоциклы, автобусы и т.п., за 2019 год составила в этой стране около $6,4 млрд (общий размер экономического ущерба преступлений против собственности был равен $15,8 млрд). Поскольку автомобили в количественном и денежном выражениях составляют наибольший процент краж транспортных средств, весь наш дальнейший рассказ будет посвящён именно им.
Может показаться, что автомобильные кражи — явление эпохи массовой автомобилизации. Началась она сразу после окончания Второй мировой войны на родине конвейерного автомобильного производства — в США. Хотя первая волна автомобилизации в этой стране относится ещё к 1920-м годам, она была прервана экономическим упадком периода Великой депрессии 1929–1939 гг. В Советском союзе массовая автомобилизация, с большой долей условности относительно того, как этот феномен развивался в капиталистических странах Запада, началась лишь в 1960-70-е годы. Кто-то вспомнит несчастного страхового агента и автоугонщика Юрия Деточкина из культового советского кинофильма «Берегись автомобиля» 1966 года. В фильме можно наблюдать, как свободно выглядели улицы Москвы, и то, с каким пиететом и восторгом относились окружающие к владельцу личного автомобиля. «Мысль о том, что пять с половиной тысяч попусту брошены на мостовой и, к тому же, снабжены колёсами, может отравить любую счастливую жизнь» — говорит голос за кадром. И хотя пик автомобильных краж в истории как раз приходится на 60-70-е годы XX века, автокражи, как и нелегальный рынок по перепродаже автомобилей целиком или по частям, сформировался намного раньше этого времени.
Кадр из к/ф Берегись автомобиля. Реж. И. Рязанов. Мосфильм, 1966 г. (Источник youtube.com)
Ну что же, может быть, первые хищения автомобилей следует искать как раз в годы Великой депрессии, характеризующейся глубоким экономическим кризисом как в США, так и в других капиталистических странах мира и, как следствие, ростом преступности? В это время разворачивалась гангстерская история всемирно известных американских грабителей Бонни и Клайда, которые, помимо ограблений банков, магазинов и убийств, промышляли также и автомобильными кражами. Только начавшийся в 1930 году роман двух преступников был прерван заключением в тюрьму Клайда за хищение автомобиля. Впоследствии ими был угнан не один автомобиль, причём выбор стабильно падал на продукцию Генри Форда.
Однако тут будет уместно вспомнить историю ещё одного гангстера, но по другую сторону Атлантики. Речь идёт о французском анархисте Жюле Бонно, чья банда за период с 1911 по 1912 год совершила множество ограблений и убийств. Чтобы передвигаться не только с ветерком, но и с исключительным комфортом, ещё в 1911 году банда Бонно похитила дорогой и мощный автомобиль Delaunay-Belleville модель 1911 года. В начале XX века автомобиль этой марки, которая сегодня известная лишь историкам автомобильной отрасли или ретро-энтузиастам, был одним из самых роскошных в мире, и, совершенно точно, наиболее вожделенным творением французского автомобилестроения тех лет. Французскую марку ценили и в России. В частности, император Николай Второй владел не одним «Делоне-Бельвиль». Обратите внимание на фотографию, которая приводится в этой публикации. За рулём огромного «Делоне-Бельвиль» сидит не кто иной как цесаревич Алексей. Возвращаясь к истории с гангстером Бонно, вскоре этот автомобиль пригодился для ограбления отделения банка Сосьете Женераль в Париже. Этот случай считается первым в истории, когда автомобиль был использован при ограблении. Очевидно, что мы подбираемся всё ближе и ближе к самым первым годам автомобилестроения, так что установить факт первого угона «самодвижущегося экипажа» в истории — задача затруднительная.
Реклама в первом номере старейшего автомобильного журнала The Horseless Age, ноябрь 1895 г. (Источник thehenryford.org)
В старейшем в мире автомобильном журнале The Horseless age («Безлошадный век»), по сей день издающегося в США с 1895 года (с 1917 года под названием Automotive Industries), в февральском номере за 1901 года приводятся слова владельца автомобиля на паровой тяге, американского врача. Прочувствуйте всю беззаботность человека в отношении нового чуда техники более чем столетней давности: «Когда я оставляю автомобиль у дверей дома пациента, я обязательно найду его там по возвращении. С лошадью так получается не всегда: она может соскочить с упряжи из-за грубого окрика уличного мальчишки, так что придется заплатить за сломанную упряжь, повозку и, возможно, за что ещё похуже». И хотя ранние автомобили на паровой и электрической тяге предлагали несколько лучший уровень защиты от несанкционированного доступа, чем их бензиновые собраться, это ощущение, конечно же, было ложным.
Одним из самых ранних задокументированных случаев кражи автомобиля, о чём сообщается в упомянутом выше журнале, является похищенный у некоего Лоренца Шмальхольца в ноябре 1902 года в городе Нью-Брансуик в штате Нью-Джерси (США) автомобиль Pierce Motorette. Американский производитель The Pierce-Arrow Motor Car Company начал выпуск первых автомобилей в 1901 году, а с 1928 года являлся подразделением американского автогиганта Studebaker («Студебеккер»), в свою очередь прекратившего существование в 1967 году. Внимание на этот случай обратил подписчик журнала, направив письмо в редакцию в ответ на опубликованную новость о якобы самом первом автоугоне в истории, случившего, таким образом, чуть позднее. Но настоящая эпидемия автомобильных краж началась вместе с массовым выпуском автомобилей, когда новый завод Генри Форда в декабре 1913 года наладил конвейерное производство модели Форд Т, выпускавшейся с 1908 по 1927 год. Модель Форд Т превратила легковой автомобиль из предмета роскоши в средство передвижения, доступное представителю американского среднего класса. Хотя эта фраза и звучит как очередная хвастливая реклама, сказанное в ней в данном случае — чистая правда. Благодаря новому технологическому процессу и системе управления, среднее время на изготовление одного автомобиля этой модели сократилось с 12,5 часов до 93 минут. На момент начала производства в 1908 году, «Жестяную Лиззи», как прозвали Форт Т в народе, можно было приобрести за $850 (эквивалент 18 средних месячных заработных плат в США), а в 1925 году автомобиль продавался уже за $300 (что составляло 4 средней месячной заработной платы в США). Всего было продано более 15 млн. экземпляров этой модификации.
Противоугонная система на замок зажигания (справа). Страница журнала The Horseless Age, 1905 г. (Источник University of Michigan — Hathi Trust)
С началом массового выпуска автомобилей уже в 1910-е годы появился нелегальный рынок их перепродажи как целиком, так и по частям. Благодаря стандартизации Форда все элементы были полностью взаимозаменяемыми. Преступники быстро научились собирать автомобиль из деталей, перебивая серийные номера, подделывая регистрационные документы и прочее. К этому же времени относится появление первого нелегального международного рынка украденных автомобилей. Благодаря пробелам в законодательстве, лёгкости подделки документов и угона первых автомобилей, а также тотальной стандартизации Форда, преступники получали огромные барыши при относительно низком риске.
Производители и частые изобретатели очень быстро осознали проблему, начав предустанавливать или предлагать различные системы защиты от несанкционированного доступа к автомобилю или запуску двигателя, которые можно назвать ранними прототипами современных противоугонных систем. К примеру, один из самых первых автопроизводителей в мире компания Haynes-Apperson, располагавшаяся в штате Индиана, уже в 1901 году устанавливала на свои машины специальный переключатель для предотвращения запуска двигателя. В 1903 году компания Auto Lock из Чикаго рекламировала специальный автомобильный замок. В 1909 году изобретатель Орвилл М. Тастисон получил патент US928824A на автомобильное противоугонное устройство, предназначенное для защиты запуска двигателя. Однако все эти технические новшества мало помогали. Лучше всего об этом скажут цифры. В 1915 году в одном только Нью-Йорке был украден 401 автомобиль, из которых найдено 338 автомобилей. К 1920 году угонялась десятая часть всех ежегодно производимых автомобилей! В 1925 году было подсчитано, что ежегодно угонялось от 200 тыс. до 250 тыс. автомобилей в одних только США. Автомобильная эра открыла новую страницу в истории воровства и породила новых «специалистов».
Что же страховые компании? Первый в истории полис автомобильного страхования был выдан компанией Travelers в городе Дейтон, США ещё в 1897 году и защищал владельца от ответственности (ДГО), если его автомобиль станет причиной смерти или увечий другого человека, а также ущерба чужой собственности. Вскоре страховщики начали страховать автомобили от повреждений. В начале XX века американские, европейские и российские страховщики предлагали также страхование пассажиров от несчастного случая, хотя в России наиболее распространенным видом страхования автомобилей являлась его защита в качестве движимого имущества от огня. А страхование от хищения? Основываясь на приведённой выше статистике автомобильных краж логично предположить, что данный риск в начале XX века представлялся трудноуправляемым и мог привести любого страховщика к быстрому истощению страховых резервов. Подтверждения страхования транспортных средств от угона мы смогли найти лишь в отношении первой специализированной компании взаимного страхования транспортных средств The Automobile Mutual Insurance Company of America (Amica), учреждённой в 1907 году, которая с этого года же предлагала данную услугу; а также в речи конгрессмена Дайера, именем которого был назван законодательный акт, направленный на борьбу с авто ворами — но более подробно об этом мы расскажем в следующей публикации. Однако никакого упоминания о страховании от угона или кражи мы не нашли в Тарифе премий для страхования убытков владельцев моторных экипажей страхового общества «Россия» за 1912 год — первой компании, начавшей предлагать эту услугу на российском рынке.
Итак, уже в начале XX века страховщики защищали автомобили от хищения и угона, но вряд ли эту услугу можно считать массовой и доступной потребителю ввиду всё возрастающего количества угонов. При этом страховые компании нисколько не отказывали автовладельцам в других видах защиты. Уже в 1912 году именно по инициативе американских страховых обществ были учреждены первые в истории ассоциации по противодействию автомобильным кражам: Automobile Protective & Information Bureau (APIB) и National Automobile Theft Bureau (NATB), которые заложили основы статистики автомобильных краж и методологии их предупреждения. Но более подробно об этом мы расскажем в следующей публикации.
Цесаревич Алексей за рулём французского автомобиля Delaunay-Belleville. Фото 1909 г. (Источник Wikimedia Commons)