В предыдущей статье мы рассказали историю происхождения выражения «по гамбургскому счёту» и отметили ту поразительную игру слов в соотношении с реально существующими «Гамбургскими правилами морского страхования 1867 года». Сегодня, как и было обещано ранее, мы предлагаем вниманию читателей краткое содержание кодекса страхования морских перевозок XIX — начала XX века, который активно использовался страховыми компаниями Российской империи. Специалисты, знакомые с ещё одним «Гамбургским кодексом», но теперь уже конца XX века, найдут здесь немало параллелей. Хотя базовые принципы морского права были выработаны столетия назад и едины, как для правил столетней давности, так и сегодняшних, уровень технологического развития самым явным образом даёт о себе знать в тех параграфах, которые касаются скорости коммуникации, или же связаны с номенклатурой груза.
Титульный лист Гамбургских общих правил морского страхования 1867 г. с дополнениями. Издание 1900 г., СПб (Источник РГБ)
Итак, что же представляют из себя «Гамбургские правила 1867 года»? Кодекс состоит из восьми отделов, в которых детально описываются все нюансы заключения и исполнения договора морского страхования. Поскольку в нашем распоряжении имеются правила с дополнениями и изменениями, изданными в Санкт-Петербурге в 1900 году, то книга содержит приложения. Главы Первого раздела посвящены общим положениям. Прежде всего определяется предмет страхования: «Всякий денежный интерес, заключающийся в том, чтобы судно или его груз избегли опасностей морского плавания, может быть предметом морского страхования». Таким образом, могут быть застрахованы: судно, фрахт, провозная (пассажирская) плата, груз, бодмерейные деньги, ожидаемая прибыль, риск, принятый на себя страховщиком (перестрахование) и другое. Страхование, предмет которого обозначен не точно, не является обязательным для страховщика. Несмотря на столь обширный список предметов страхования, согласно Гамбургским правилам 1867 года, жалование капитана судна и судовой команды застраховано быть не может. В других главах этого раздела содержатся: условия того, кто может заключать страхования; доказательства страхования («для обязательности страхового договора нет необходимости в письменном его изложении»); положения о страховой сумме; положения об одновременном заключении нескольких страховых договоров; принципы исчисления страховой премии; положения о праве на суброгацию (в правилах нет этого термина, но его суть описана в главе IX).
Второй отдел «Гамбургских правил» составляет значительную часть кодекса и целиком посвящён тому, как следует составлять договор морского страхования. В различных главах этого отдела не единожды отмечается, что ошибочные сведения или сокрытия, умышленные или неумышленные, ведут к необязательности страхования для одной из сторон. К примеру, согласно параграфу № 36: «Неточное заявление, сделанное неумышленно об одном из нижеследующих четырёх пунктов (о предмете страхования, имени судна, месте отправления и нагрузки, месте назначения) делает страхование необязательным для страховщика; премия же ему причитается, причём, ристорно (возврат премии) может иметь место, смотря по обстоятельствам». При этом, неточности допускаются: «Несущественная неточность в обозначении судна не влияет на страхование. Перевод имени судна на другой язык считается обыкновенно несущественной неточностью».
В третьем отделе сообщается об обязанностях страхователя, налагаемых на него страховым договором. Прежде всего описывается порядок уплаты премии, которая должна быть оплачена незамедлительно по подписании договора, если страхователь просит о выдаче ему полиса, когда не последовало какого-то особого на этот счёт соглашения. Чтобы немного разбавить серьёзность нашего повествования, напомним уважаемому читателю ставшую крылатой фразу из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»: «Утром деньги — вечером стулья». Очевидно, что именно так, если иное не оговорено особо, рекомендуется поступать и при заключении морских страхований. Во второй главе этого отдела перечисляются условия внесения изменений в договор страхования (хотя сама глава описывается фразой, что в риск, на который заключено страхование, не допускается никаких изменений). Глава Четвёртая описывает обязанности страхователя в случае аварии. Сообщается, что: «О всяком несчастном случае должно быть сообщено страховщику, как только лицо, совершившее страхование, или страхователь, если этому последнему известно о страховании, получит о том известие; в противном случае страховщик имеет право вычесть из страхового вознаграждения ту сумму, которая при своевременном извещении могла быть сохранена». Требование о необходимости принятия всех зависящих от страхователя мер к спасению застрахованного предмета, а также для предотвращения дальнейших убытков, можно назвать общим для любого договора страхования имущества.
Вид на город Гамбург, Германия. Открытка конец XIX в. (Источник pastvu.com)
Ещё один значительный по объёму Четвёртый отдел кодекса морских правил посвящён риску и определению его пределов. Страховщик несёт ответственность за риски: от стихий и других морских опасностей, даже тогда, когда таковые произойдут по вине третьих лиц; от войны и правительственных распоряжений; от ареста по иску третьего лица, если таковое произошло не по вине страхователя; от кражи, пиратства, грабежа и других насильственных действий; от залога застрахованного товара, под выдачу бодмерейных денег, для продолжения плавания и т.п.; от расхищения или вины кого-либо из команды судна; от столкновения. Далее перечисляются случаи, освобождающие страховщика от ответственности, в числе которых убытки, понесённые из-за отправки в рейс судна в ненадлежащем состоянии; за повреждения вследствие износа; а при страховании груза или фрахта — происходящие от свойства самого груза. В этом же отделе перечисляются условия начала, течения и прекращения риска; ответственность страховщика за убытки общей аварии и экстраординарные расходы по спасению. В главе шестой Четвёртого отдела приводится длинный список «оговорок» и ограничительных условий, освобождающие страховщика от ответственности. Пятый отдел Правил посвящён определению размера убытка в случае полной гибели судна, фрахта, ожидаемой прибыли, бодмерейных денег. Здесь же приводятся условия абандона — отказа страхователя от имущественных прав на застрахованное судно или груз в пользу страховщика с целью получения от него полной страховой суммы. В этом же отделе описывается процедура экспертизы ущерба.
Шестой отдел кодекса определяет порядок возмещения убытков: «В случае частной аварии, страхователь должен предоставить для получения права требовать со страховщика вознаграждение за частную аварию исчисляющий убыток документ, составленный, в тех случаях, когда это указано законами, официально, или по форме, принятой в данной местности. В случае совершенной гибели, обыкновенно достаточно предоставить доказывающие эту гибель документы и составленный страхователем счёт, с оправдательными к нему документами...» Обращают на себя внимание временные рамки для предъявления иска, ведь речь идёт о второй трети XIX века: «О повреждении, полученным застрахованным предметом на пути между европейскими портами, должно быть заявлено в 12-ти месячный срок, при всяком другом рейсе — в 18-ти месячный срок, со дня окончания застрахованного рейса... По прошествии двух месяцев со дня предоставления заявления, страхователь получает право требовать вознаграждение за убыток и начать судебный иск, при условии, однако же, передать вместе с тем страховщику диспаша (специальный расчет по распределению расходов по общей аварии между судном, грузом и фрахтом, составляемый диспашером) или оценку убытка с надлежащими оправдательными документами, если бумаги эти не были переданы раньше». Отдел Седьмой посвящён расторжению страхового договора и возврату премии. Последний, самый небольшой, Восьмой отдел, определяет сроки давности: «Страховщик, на основании срока давности, теряет право иска к страхователю, если в течение пяти лет со времени предъявления требования, он не начал судебного преследования».
Весьма интересно Приложение № 1 Правил, где содержатся изменения и дополнения, отражающие реалии нового времени. Сохраняя базовые принципы, выработанные многовековой практикой, изменения неизбежны даже для кодекса морских правил. Например, «заявление, согласно параграфу #38 о материале, из которого построено судно, состоит ли таковое из железа, сосны или разнородного дерева, не требуется». Согласно дополнениям, страховщик не отвечает за убыток, произошедший от того, что на судно были погружены: взрывчатые вещества, в особенности, нитроглицерин (заметим здесь, что это вещество впервые было синтезировано в 1847 году, но лишь в 1860-е годы было начато его производство на фабрике Альфреда Нобеля); нефть (массовое производство было начато лишь в конце XIX века); неочищенный керосин; бензин или негашёная известь.
Портовые склады, Гамбург, Германия. Открытка конца XIX в. (Источник pastvu.com)