mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Экспонаты
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)
Библиотека
Термины


Яндекс цитирования

Виртуальная выставка – экспонаты

Основные разделы виртуальной выставки:
Рубрикатор, Ключевые слова, Поиск
 Вернуться на шаг назад
08.04.2021  |  просмотров: 674

Мы продолжаем начатый в предыдущей публикации рассказ о первом в России обществе по классификации морских, речных и озёрных судов «Русский Регистр». Хотя законодательное регулирование судостроительной отрасли и эксплуатации коммерческих кораблей существовали в нашей стране начиная с эпохи Петра Первого, ограничивалось это лишь вопросами безопасности плавания; а благие государственные инициативы то и дело входили в конфликт с интересами купцов и перевозчиков, вовсе не жаждущих никаких нововведений и ограничений. Это негласное противостояние и путаница в классах судов, разных названиях элементов кораблей, отсутствие классификации и т.д. препятствовали развитию отечественного судоходства. Самым насущным этот вопрос являлся и для страховщиков, которые несли большие убытки из-за безответственности перевозчиков, что, без всякого сомнения, находило отражение в тарифах на транспортировку груза.

Общий вид нагорной части Нижнего Новгорода с Ярмарочного собора. Фото конец XIX в. (Источник pastvu.com)

Первые шаги в отношении классификации российских судов были предприняты только в 1896 году, спустя почти 150 лет после официального учреждения Регистра Ллойда и аккурат два столетия с момента начала массового строительства кораблей при Петре Первом (Азовского флота). В этот год группа российских акционерных страховых компаний организовала Рыбинский комитет транспортно-страховых обществ — прообраз будущего «Русского Регистра» и think tank для всех участников отечественного судоходства. Выбор города Рыбинск был не случаен. До Октябрьской революции 1917 года это был крупнейший в России центр торговли зерном, а также перегрузочный центр Мариинской водной системы — пути, по Волге соединяющий Каспийское море с Балтийским. Писатель В. А. Гиляровский в своем «Путеводителе по городам России» называл Рыбинск «хлебной столицей Поволжья», отмечая, что «хлебная торговля в городе настолько велика, что с ней приходится считаться всей России». Рыбинск также называли «столицей бурлаков», которых, в связи с появлением специальных буксиров и железной дороги в городе, в конце XIX уже не осталось. Задачей Рыбинского комитета в начальный период своего существования стало изучение и систематизация материала для создания будущей классификационной системы, а также правил судостроения на основе сложившейся практики и научных основах.

Работа Рыбинского комитета быстро дала плоды. В 1898 году российские страховщики ввели классификацию судов, разработанную Техническим бюро Рыбинского комитета страховых обществ. В следующем 1899 году были опубликованы «Правила для классификации плавающих по Мариинской системе судов и для определения их грузоподъемности». В 1901 году впервые в истории страны была произведена частичная регистрация речного парового флота России (в Европейской части страны), а также составлены первые правила постройки судов на Мариинской системе. Комитеты страховых обществ в Нижнем Новгороде и в Астрахани смогли зарегистрировать и описать более 1600 пароходов. Это позволило определить их справедливую стоимость, а также создало почву для дальнейшей систематизации. Как отмечали современники, уже в первые годы работы Рыбинского комитета было заметно улучшение качества постройки кораблей и сокращение аварийности.

Вид с Волги на город Рыбинск с парома. Открытка 1912 г. (Источник pastvu.com)

В феврале 1906 года крупнейшие страховые общества организовали съезд, который прошёл в Нижнем Новгороде. Его целью была разработка кодификационной системы российских кораблей, что можно назвать следующим шагом в создании регистрационного общества. Помимо страховщиков в нём приняли участие и технические специалисты судостроительной отрасли. Из-за большого разнообразия судов Волжского флота (от деревянных пароходов сомнительной остаточной стоимости до современных винтовых теплоходов), на первых порах этот съезд ограничился лишь распределением судов на основные группы по типу корпусов, силовых установок и т.п. в соответствии с принятой страховыми компаниями классификационной формулой. Были описаны требования, которым должны удовлетворять суда, чтобы считаться образцовыми при текущем развитии машиностроительной и судостроительной техники, а также пределы допустимых отклонений от этих требований. В 1911 году на основе собранной информации был представлен проект правил постройки речных стальных судов, который был разослан на отзыв заводам и техническим отделам пароходств. В конце концов в 1913 году отредактированные положения правил вместе с альбомом, получившим название «Атлас чертежей», были утверждены. Это позволило определять класс судов, соответствующий их конструктивным особенностям и техническому состоянию, а также снизить размер страховой премии для судов высших классов. Снижение премий коснулось 40% всего застрахованного самоходного флота.

Титульный лист Правил постройки речных железных судов. 1913 г. (Источник РГБ)

31 декабря 1913 года, после долгих лет кропотливой работы, было создано классификационное общество «Русский Регистр», приступившее к деятельности 1 мая 1914 года. Его устав, по соглашению с Министерством путей сообщения, был утверждён Министерством Торговли и Промышленности. Этот бюрократический факт ярко демонстрирует межотраслевой характер новой организации. Инициатива создания «Русского Регистра» принадлежала восьми акционерным обществам, в числе которых были «Волга», «Российское Транспортное и Страховое Общество», «Россия», «Саламандра», «Северное», «Якорь» и другие. Как можно видеть исходя из списка компаний-учредителей, необходимость в национальном классификационном обществе можно считать общим мнением крупнейших компаний, оперировавших по транспортному страхованию. В первом Судовом списке «Русского Регистра», вышедшем в 1915 году, были приведены данные о 3378 российских судах: 1988 самодвижущихся, 1390 несамодвижущихся, 1156 деревянной постройки, 2213 железных (деревянные суда могли быть как самодвижущиеся, так и несамодвижущиеся).

С учреждением «Русского регистра» возникла система учёта и стандартизации российских кораблей. Согласно уставу, Общество взяло на себя функции централизованного органа по осмотру и классификации кораблей разного рода, по выработке правил постройки судов, контроля, оценки, технического наблюдения, а также составления смет на исправление аварийных повреждений и спасение судов в случае аварий. Помимо перечисленного, «Русский Регистр» имел право организовывать лаборатории и испытательные станции, устраивать школы и курсы для подготовки корабельного персонала с выдачей сертификатов. Высшим органом «Русского Регистра» был его Технический совет — преемник Технического бюро Рыбинского комитета страховых обществ, с которого в 1898 году и начались работы по классификации отечественного торгового флота. Первым Председателем Комитета был избран корабельный инженер, профессор К.П. Боклевский — выдающаяся личность отечественного кораблестроения и один из создателей «Русского Регистра». В 1903 году Константин Петрович представил проект теплохода с нефтяным двигателем внутреннего сгорания, а в 1909 году организовал первые в России воздухоплавательные курсы, создав при них аэродинамическую лабораторию и лабораторию авиадвигателей. Технический совет подразделялся на шесть секций и состоял из представителей различных отраслевых организаций, высших учебных заведений, заводов, а также представителей от Министерства торговли и промышленности.

Титульный лист Атласа чертежей общества Русский Регистр. 1914 г. (Источник РГБ)

Советская власть, уничтожив в 1918 году страховую отрасль царской России, да и не только её, весьма избирательно отнеслась к ценным практическим наработкам в той или иной сфере, которые достались ей в наследство. Одним из примеров может служить план ГОЭЛРО по электрификации страны, чья активная разработка велась ещё в последние годы Российской империи. Аналогичная судьба постигла и «Русский Регистр». Совершенно не важно, какой строй существует в стране, коммунистический или капиталистический, но корабли продолжают перевозить грузы, следовательно, нужна и система контроля, классификации и чёткие рекомендации по постройке новых судов. Ценнейшие наработки первого российского регистрационного общества были использованы молодой советской властью. А упомянутый нами выше первый Председатель Технического комитета «Русского Регистра» К.П. Боклевский и после Октябрьской революции продолжил руководить работами по проектированию торговых судов. В раннесоветское время Функции «Русского Регистра» были объединены с государственной системой технического надзора и переданы специальному отделу в системе Главного управления водного транспорта, сначала входившего в состав Высшего Совета Народного Хозяйства, а с 1920 года — в Наркомат путей сообщения. В 1931 году был учреждён Регистр Союза ССР.

Схема корпуса речного парового судна из Атласа чертежей общества Русский Регистр. 1914 г. (Источник РГБ)
Предоставлено: Тимофей Бегров
 Вернуться на шаг назад