mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Экспонаты
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)
Библиотека
Термины


Яндекс цитирования

Виртуальная выставка – экспонаты

Основные разделы виртуальной выставки:
Рубрикатор, Ключевые слова, Поиск
 Вернуться на шаг назад
13.05.2021  |  просмотров: 1 273

Тогда как Германия ассоциируется с пунктуальностью и баварским пивом, Швейцария — с часами и банками, а, допустим, Франция — с вином и сырами, подобным стереотипным представлением не слишком эрудированного иностранца о России можно считать набор из трёх клише: водка, КГБ и балет. Так уж случилось, что в центре Санкт-Петербурга, всего в нескольких ста метрах от Зимнего дворца, есть здание, полностью вмещающее в себя это шаблонное, ну или же шуточное, представление о нашей стране. Однако на этом странности с домом не заканчиваются. Его местоположение, имя одного из архитекторов и даже название компании-собственника удивительным образом взаимосвязаны. Сегодня мы расскажем о доходном доме страхового общества «Саламандра», расположенного на Гороховой улице дом 4 в Северной столице.

Пусть название улицы звучит вовсе не респектабельно, но в конце XIX — начале XX века это была одна из самых фешенебельных магистралей города. В силу особенностей генерального плана застройки Гороховая не смогла конкурировать с Невским проспектом и со временем «деградировала» до статуса улицы, хотя первоначально планировалась как одна из главных «першпектив» города. Можно сказать, что происхождение её названия — народное. По одной из легенд, появилось оно в конце XVIII века по фамилии немецкого купца Гарраха, который построил в начале улицы каменный дом и открыл в нём торговую лавку. Учитывая нравы тех лет, мало кто стал бы утруждать свой язык иноземной фамилией, так что называли купца на наш лад, то есть — Горохов. Оно и прижилось. И примерно с этого момента нашего рассказа начинается череда странных, если только не мистических совпадений, связанных с доходным домом «Саламандры».

Гороховая улица. Дом № 4 ещё не принадлежит страховому обществу и не перестроен. Фото 1885-1890 г. (Источник pastvu.com)

Изначально Гороховая называлась Адмиралтейской першпективой, что больше соответствовало её статусу в генеральном плане застройки города. Адмиралтейство, служившее штаб-квартирой Российского Императорского флота, находится совсем рядом. Если посмотреть на карту Санкт-Петербурга, то Невский, Адмиралтейский (Гороховая) и Вознесенский проспекты образуют своего рода трезубец. Принимая во внимание близость Невского залива, на ум сразу же приходит аллюзия на трезубец Посейдона, владыки морей. Гороховая — центральный элемент этого трезубца, как бы пронзающего центр Северной столицы. И если Посейдон — символ воды, то маленькая полумифическая ящерка саламандра, именем которой названо страховое общество, которому принадлежал дом, — одновременно и символ пламени, и метафора удивительной способности противостоять огню, тушить его.

Учитывая центральное местоположение, дом общества «Саламандра» не возник на пустом месте. Территория, на которой он расположен, в первой половине XVIII века представляла собой часть «Адмиралтейского луга». Адмиралтейской и, тем более, Гороховой улицы тогда ещё не существовало. Несколько столетий этот участок был занят постройками, принадлежащими разным собственникам. Первым был придворный мастер по изготовлению сёдел Иоганн Билерт (или Белерт), получивший незастроенный участок от Главной полиции в 1762 г. К 1769 г. на этом месте был построен двухэтажный каменный дом, в котором он жил вместе со своей русской супругой Елисаветой Борисовной. Известно, что наследникам Билерта дом принадлежал ещё в 1804 году. В 1822 году территория под домом уже была в собственности ювелира Самуила Арнда. Существовавшее здание было надстроено двумя этажами и дополнено двумя дворовыми корпусами. В 1854 году в доме арендовал государственный и общественный деятель, барон Александр Карлович Икскуль. Известно, что барон был знаком с А.С. Пушкиным и часто посещал салон Е.А. Карамзиной, второй супруги знаменитого писателя. В 1877 году дом, в котором было уже 25 квартир в основном от 2 до 5 комнат в каждой, принадлежал его сыну, Самуилу Самуиловичу. Хозяин занимал четыре квартиры. Остальные квартиры снимали преимущественно купцы. Жили здесь сапожный мастер, портной, гравёр, акушерка.

Дом общества Саламандра на Гороховой 4. Фото 1910 г. (Источник журнал Финская каменная индустрия — citywalls.com)

В 1903 году участок был продан страховому обществу «Саламандра», что нашло отражение в годовом отчёте компании. В ведомости недвижимого имущества за 1903 год фигурирует «4-х этажн. камен. дом в СПБурге (именно так!) по Гороховой ул. № 4». Покупная стоимость дома составила 840 тысяч рублей. Нельзя сказать, что для такого крупного страхового общества, как «Саламандра», это стало приобретением исключительной стоимости, хотя сумма и была значительной. На 1 января 1911 года после перестройки 1907-1909 гг. в ведомости недвижимого имущества компании дом на Гороховой 4 числился уже как 6-ти этажный, покупная и балансовая стоимости которого равнялись 934 399 руб. Согласно счёту недвижимого имущества стоимость перестройки дома в 1910 году составила 81 720 руб. Дом этот среди остального недвижимого имущества «Саламандры» оставался самым дорогим вплоть до революции, лишь ненамного превышая стоимость другого дома Общества, расположенного ровно напротив.

Раз уж мы заговорили о перестройке дома после его приобретения страховщиком, то будет как раз вовремя упомянуть имя одного из архитекторов. Мы почти уверены, что, услышав его один раз, вы вряд ли когда-либо его забудете. Архитектора звали Мариан Марианович Перетяткович (1872–1916) — академик Императорской Академии художеств, теоретик градостроительства и преподаватель, автор и соавтор значительного количества знаковых зданий в Санкт-Петербурге и Москве. В своих работах Перетяткович сочетал стиль северного модерна с неоренессансом и русским стилем. К числу его самых известных построек совместно с И.И. Рербергом относится Дом дешёвых квартир Г.Г. Солодовникова в Москве, знаменитый своим роскошным фасадом и монументальным видом. Также можно привести в пример доходный дом, заново построенный для другого страховщика, Северного страхового общества, расположенного в конце улицы Ильинка в Москве. Проект был осуществлён также в соавторстве с Рербергом. Перетяткович участвовал в декоративной отделке фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве, принадлежащей Санкт-Петербургскому обществу страхований, в работе над Музеем изящных искусств (сегодня ГМИИ им. А.С. Пушкина) в Москве, отделке Елисеевского магазина на Тверской улице, дома Гвардейского экономического общества в Санкт-Петербурге и множества других. Без сомнения, перестройка здания на Гороховой не относится к числу наиболее значимых работ архитектора. Но, есть ли в том некая мистика Северной столицы, его имя и отчество удивительным образом связаны именно с этим домом. Как мы уже писали выше, Гороховая улица, бывшая Адмиралтейская, представляет из себя своего рода центральную часть Трезубца Посейдона. Сложно представить более «морское» мужское имя и отчество, чем Мариан Марианович! Ещё одним архитектором, участвовавшим в перестройке дома в 1907-1909 гг., был штатный архитектор «Саламандры» гражданский инженер Николай Николаевич Верёвкин, проектировавший два других дома страхового общества.

Эркер в доме страхового общества Саламандра по Гороховой 4. Фото 1909 г. (Источник Ежегодник Общества архитекторов-художников № 4 (1909), стр. 34 — pastvu.com)

Обновлённые фешенебельные квартиры продолжали сдаваться внаём. Нам не известен список жильцов в этот короткий промежуток времени после перестройки здания и до прихода новой большевистской власти, но одно известно доподлинно — ряд помещений в доме арендовала контора торгового дома, производившего и продававшего алкогольные напитки. Учитывая близость Адмиралтейства и порта, контора спиртных напитков в начале Гороховой была очень кстати... Таким образом, с «водкой» мы вопрос прояснили. А что же КГБ?

В 1918 году оставшихся в 3-5-комнатных квартирах жильцов дома на Гороховой выселили, а здание передали ВЧК, предтече КГБ. Штаб-квартира ВЧК вплоть до переезда советского правительства в Москву располагалась в здании через стену, на углу Гороховой и Адмиралтейского проспекта, в бывшем доме лейб-медика Екатерины Второй барона Фитингофа, построенного в конце XVIII века архитектором Джакомо Кваренги. В роскошных квартирах дома на Гороховой 4 расположилось руководство ВЧК. Некоторое время до отъезда в Москву жил здесь и Феликс Дзержинский. В 1920-30-е годы здание занимало Управление делами Петроградской ЧК. Квартиры были переоборудованы под кабинеты сотрудников ВЧК и следователей, также созданы камеры заключения. Каким образом органы госбезопасности со стабильным постоянством выбирали здания бывших страховых обществ, от дома «Саламандры» в Петрограде, переехав затем в дом общества «Якорь» в Москве и, в конце концов, окончательно обосновавшись в здании общества «Россия» — для нас представляется совершенно непостижимым. Теперь осталось прояснить ситуацию с «балетом».

Гороховая 2, бывший дом С.-Петербургского градоначальника, штаб-квартира ВЧК, ныне Музей политической полиции России. Фото 1918 г. (Источник pastvu.com)

После постройки в 1931 году на Литейном проспекте в Ленинграде новой штаб-квартиры для ВЧК-НКВД — полный легенд и мифов «Большой дом» — помещения в бывшем доходном доме общества «Саламандра» вновь стали жилыми. Первое время в квартирах продолжали жить работники органов госбезопасности. Считать ли это своего рода чёрным юмором, но после того, как в доме на Гороховой 4 проводили допросы и, вероятно, пытки, с середины 1930-х годов, в один из самых страшных периодов нашей истории, здесь стали давать квартиры самым выдающимся представителям советской интеллигенции. С 1935 года в квартире № 33 жил режиссёр С.Н. Уланов вместе с дочерью, одной из самых знаменитых балерин за всю историю Галиной Улановой. С 1936 года, сначала квартиру № 37, а затем квартиру № 6, занимала семья Дунаевских. Уже в это время композитор Исаак Дунаевский был известен как у нас в стране, так и за рубежом. С 1937 вплоть до своей смерти в 1951 гг. в доме жила другая, не менее знаменитая советская балерина Агриппина Ваганова. С 1946 года в одной из квартир проживала балерина Фея Балабина.

За XX век дом «Саламандры» на Гороховой пережил столько, что вряд ли у кого-либо уже ассоциируется со страховым обществом. Но полумифическая ящерка саламандра по-прежнему живёт в этом доме, как бы напоминая всякому внимательному прохожему о его происхождении: над центральным порталом укреплён высеченный из красного песчаника овальный барельеф с изображением амфибии. А в овальных беломраморных медальонах, как бы предсказывая судьбу дома, можно рассмотреть барельефы танцовщиц.

Извозчик на углу Гороховой и Адмиралтейского проспекта. Фото 1907-17 г. (Источник pastvu.com)
Предоставлено: Тимофей Бегров
 Вернуться на шаг назад