Мы продолжаем рассказывать о различных видах страхования в их исторической ретроспективе. В нашей сегодняшней публикации речь пойдёт о предыстории возникновения страхования посевов от градобития. И по сей день малоизвестное даже работникам отрасли, страхование от градобития стало одним из тех видов финансовой защиты сельхоз производителей, из которых развилась современная отрасль агрострахования, имеющая огромное социальное значение для продовольственной безопасности во всём мире. Несмотря на то, что страхование от градобития существует уже не одно столетие, его становление тормозилось до середины XX века. Причин тому было множество. Отсутствие современных метеорологических служб для предупреждения и прогнозирования природных бедствий, незаинтересованность большого капитала в рискованном и низкодоходном деле, недостаток государственных субсидий, наконец, предрассудки и суеверия — всё это на протяжении долгого времени препятствовало развитию страхования посевов от градобития. Но прежде, чем перейти к рассказу о становлении этого вида страховой защиты, мы считаем нужным поведать удивительную историю попыток населения Европы противостоять такому бедствию, как град. А также о некоторых столетних способах борьбы с градом... один из которых используется и поныне.
Гром, молнии и огненный град. Десять казней египетских, Исх. 9.23-25. Ксилолитография 15 в. (Источник Кёльнская библия — Gringer — fineartamerica.com)
Сегодня, получая базовые научные представления о мире уже в младших классах школы, мы прекрасно понимаем, что град, гроза или ураган — это природные явления, механизмы возникновения которых хорошо изучены и описаны. Совсем иным было религиозное мировоззрение неграмотного крестьянина несколько столетий назад. Град, с одной стороны, представлялся божьей карой, пытаться защититься от которой с помощью страховки значило лишь навести на себя ещё больший гнев. С другой — в грозовых тучах, несущих разрушение, видели проявление сил дьявола. В одной из наших ранних публикаций «Страх или уверенность? О смыслах слова страхование в разных языках» от 27 марта 2019 года мы рассказывали о схожих суевериях в отношении огня, когда вместо того, чтобы тушить пламя, через него перекидывали пасхальное яичко или, следуя другому суеверию, затапливали в соседних избах печи, ведь «огонь на огонь не идёт». Сказанное выше будет верно как для России, где даже в конце XIX века грамотность крестьянского населения европейской части страны (без Остзейских губерний и Великого княжества Финляндского) составляла от 10 до 20%, так и для государств Европы.
В обширной статье Hail as hazard: changing attitudes to crop protection against hail damage in France, 1815–1914 бывшего преподавателя исторической географии Университета Кембриджа доктора Алана Р.Х. Бейкера отмечается, что «в период раннего Нового времени (примеч.: XV–XVIII вв.) ливни с градом интерпретировались европейскими христианскими богословами как божественное возмездие, как доказательство всемогущества Бога и наказания людей за их грехи. Начиная с восемнадцатого века идеи эпохи Просвещения, и связанный с этим рост науки, бросили вызов патерналистской религии. Новое отношение к стихийным бедствиям привело к тому, что вера в традиционное божество была заменена верой в современный разум. Град стали воспринимать как стихийное бедствие, риск, с которым можно было справиться гораздо лучше посредством математической логики страхового полиса, чем попытками в молитве умилостивить высшие силы. Сдвиг парадигмы в восприятии этого явления отчётливо наблюдается в трудах образованной элиты, но может быть обнаружен лишь в среде грамотных крестьян посредством того, какой процент из них приобрел страховку».
Противоградовая пушка в замке города Банска Быстрица, Словакия. Современное фото (Источник Etan J. Tal — Wikimedia Commons)
Веру в сверхъестественное происхождение града и действенность религиозных практик в качестве защиты от него поддерживало заблуждение, что громкий колокольный звон спасает от этого бедствия. В 1575 году папа римский Урбан VII разрешил звонить в колокола, чтобы отгонять шторма, грозы, град и сильный ветер. Церковный звон, отводящий такое облако или же уменьшающий размер выпавшего града, представлялся крестьянам физическим воплощением божественной силы. 17 мая 1703 года обширные сельскохозяйственные угодьях плато Бос к юго-западу от Парижа были уничтожены массивным градом. Однако жители одной деревни смогли спастись от этого напастья, так сильно звонив в колокола, что грозовое облако разделилось на две части, и град обошёл близлежащую местность стороной. Неизвестно, насколько такие сведения можно считать достоверными, и не сопутствовал ли французским крестьянам счастливый случай, но косвенно веру в действенность этого способа подтверждает тот факт, что французские церковные власти на протяжении нескольких столетий запрещали звонить в колокола во время грозы. Это можно объяснить скорее желанием дистанцироваться от мистических народных практик, чем опасениями риска поражения молнией звонаря. Но со стабильным постоянством, несмотря на запреты, такая практика продолжалась на местах.
Не одним церковным звоном спасались от града в Европе, но и пушками. Идея борьбы с градом посредством обстрела грозовых облаков также существовала ещё со времён Средневековья и являлась той же самой попыткой воздействовать на облако звуком, используя для этого лишь другой инструмент. Удивительно, как принцип покорения народов «крестом и мечом» нашёл своё отражение в борьбе с опасными природными явлениями! И снова, о распространённости практики мы можем судить по бывшим запретам. В 1750 году правительница Австрийской империи Мария Терезия была вынуждена запретить использование пушек для предупреждения града крестьянами из-за участившихся несчастных случаев от падавших ядер.
На 3-ем Международном конгрессе по противоградовым пушкам в Лионе, Франция. Июль 1901 г. (Источник Wikimedia Commons)
С развитием химии в конце XIX века подход к борьбе с градом был изменён. Распространение получили специальные противоградовые пушки, стрелявшие специальной смесью на высоту нескольких сот метров и, как предполагалось, за счёт химической реакции способные рассеивать или преобразовывать облака с градом. Сегодня реагенты вводятся в облака с самолётов, что имеет доказанную эффективность. Технология была разработана в 1880-х годах в Италии и впервые применена в Австро-Венгрии, получив распространение также в Германии, Испании, Италии, Франции и Швейцарии. Уже в 1900 году в одной только северной Италии для защиты виноградников было установлено 10 тысяч противоградовых пушек. Более того, в Австрии, Италии и Франции с 1899 по 1902 годы проходили ежегодные международные конгрессы по противоградовым пушкам, а внимание на эту технологию теперь уже обратили и правительства стран. В начале XX века во Франции было устроено несколько испытательных полигонов, состоящих из десятков таких пушек, причём в одном из регионов их установка и использование финансировались сельскохозяйственными синдикатами вместе с региональными властями. В 1907 году в одном из крупнейших винодельческих регионов мира Божоле департамента Роны для защиты 12 тысяч гектаров виноградников было установлено 430 противоградовых пушек с химическими снарядами-ракетами. Из-за недоказанной эффективности таких устройств с началом Первой мировой войны энтузиазм в отношении их использования резко упал. Однако противоградовые пушки используются в мире по сей день. Как и во времена Средневековья, они делятся на два типа. В одних ставка делается на звук. Но теперь в них используется ударная звуковая волна. Другие противоградовые пушки представляют из себя реактивные артиллерийские орудия для расстрела облаков специальными ракетами. Такие устройства установлены в том числе на юге России. Их эффективность по-прежнему вызывает споры.
Практически параллельно с мистическими и квазинаучными способами борьбы с градом европейская мысль пришла к давно известной истине, лежащей в основе всей концепции страхования — минимизации ущерба. Признавая случайность, периодичность и невозможность полного исключения этого риска, крестьяне при помощи известных способов коллективной взаимовыручки начали противостоять экономическим последствиям уничтожения своих посевов градом уже с конца XVIII века. Подробно о том, как происходило зарождение и развитие страхования от градобития мы расскажем в следующей публикации.