Мы продолжаем знакомить уважаемых читателей с выдающимися личностями прошлого, чья жизнь в большей или меньшей степени была связана со страхованием. Об Александре Алексеевиче Родных хорошо знают историки воздухоплавания и все, кто интересуется неординарными исследователями былых времён. Научный журналист, историк и популяризатор науки, Родных мечтал создать иллюстрированную энциклопедию воздухоплавания с древнейших времён до XX века. К числу его изданных работ относятся уникальные книги по этой тематике. Есть в числе его книг и одна, посвящённая вычислениям финансовых и страховых сбережений. Говоря об Александре Алексеевиче, на ум сразу же приходит параллель со всемирно известным писателем Францем Кафкой. И тот и другой были профессиональными страховщиками. Тяготились ли они своей работой-ради-заработка, ненавидели ли её? В отношении Кафки мы знаем, что несмотря на распространённое мнение, это было не так. Огромный пласт практически неизвестного публике литературного наследия писателя представляет его в качестве новатора отрасли страхования от несчастных случаев, а инспекции производственных предприятий служили пищей для его кафкианских сюжетов. Как относился к своей рабочей повинности в страховых конторах Александр Родных сказать трудно, поскольку нам не известно о каких-либо его мемуарах. Но интересно отметить, что его брат, Константин, также был связан со страховым делом.
Титульный лист из книги А. Родных. Тайная подготовка к уничтожению армии Наполеона. СПб, 1912 г. (Источник РГБ)
Александр Родных родился в 1871 году. В это время на Европейском континенте происходили события, каких мир не видел со времён Наполеоновских войн. Заканчивалась Франко-Прусская война, по результатам которой Франция теряла Эльзас и Лотарингию, а из разрозненных немецких государств возникла новая могущественная держава — Германская империя. В ходе войны обе стороны активно использовали аэростаты, при помощи которых велась разведка, доставлялась корреспонденция, даже производилась эвакуации людей. В частности, из Парижа на аэростате был вывезен будущий французский премьер-министр Леон Гамбетта. В 1912 году выйдет книга Александра Родных «Тайная подготовка к уничтожению армии Наполеона в двенадцатом году при помощи воздухоплавания», а в 1915 году «Война в воздухе в былое время и теперь». Авиация и её использование в военных целях станут главными объектами интереса исследователя на протяжении всей жизни, а в 1930-х годах к этому добавится и ракетостроение. Однако вернёмся несколько назад.
После того как Александр Родных окончил физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, в 1894 году вышла его первая книга «Признаки делимости на первые сто чисел». После университета начинается и страховая карьера писателя, о которой известно, что Родных работал в страховых обществах «Россия» и «Саламандра». Позволим высказать себе предположение, что влияние на такой выбор мог оказать его брат, Константин Алексеевич. Нам не известно, кто первым из них развил интерес в страховании, однако брату Константину принадлежит глубокая работа по теории и практике страхового дела. В 1902 году был издан труд «Общественное страхование на началах взаимопомощи, или Теория рационального страхования на случай смерти с образованием пенсионного капитала и особого фонда вспомоществования». В этой книге Константин Родных, касаясь недостатков похоронных и эмеритальных касс, кратко рассмотрев преимущества и недостатки акционерного и государственного страхования, переходит к описанию сути предлагаемого им учреждения, которое, при ближайшем рассмотрении, схоже с практиковавшимся в странах Запада т.н. народным страхованием жизни. Приведём цитату из книги: «Есть класс народонаселения, который в особенности нуждается в поощрении к сбережениям, и в котором совершенно отсутствует взаимопомощь, а именно: класс рабочих на фабриках и заводах. В вопросе об обеспечении рабочих, как на случай смерти, так и на время безработицы, болезни, инвалидности и т.д., несомненную пользу должна принести Взаимопомощь, учреждённая на тех или других началах». Работа брата Александра в самых что ни на есть капиталистических страховых компаниях, обе из которых к тому же занимались страхованием жизни, могла дать богатую пищу для таких размышлений...
Летучий корабль Леппиха, 1812 г. Из книги А. Родных Тайная подготовка к уничтожению армии Наполеона. СПб, 1912 г. (Источник РГБ)
Смещение научного интереса Александра Родных от математики к воздухоплаванию могло быть связано с работой над систематизацией книг. В 1902 году был опубликован план издания «Каталог русских книг за 200 лет» с 1703-1903 гг. Среди прочего молодого учёному попалась рукопись историка-любителя (по другим сведениям — фальсификатора) А.И. Сулакадзева «О воздушном летании на Руси с 906 лета по Р.Х». В ней описывается якобы первый в истории полёт на аэростате рязанского подьячего Крякутного, совершённого в 1731 году. Выдержки из рукописи с исправлениями Александра Родных были впервые опубликованы в 1901 году в газете «Россия». В 1902 году Родных заявлял в печати: «Рукопись эта весьма важна для Нашей Матушки России, так как указывает, что первенство в деле изобретения воздушных шаров принадлежит России (курсив оригинала) ещё за 60 лет до появления во Франции монгольфьеров и шарльеров». Позднее, в 1910 году Родных опубликует оригинальный текст рукописи и даже отправит фотокопию с двух её листов в Немецкий музей в Мюнхене.
Математик и страховщик увлекается полуфантастическими идеями, в частности, пишет очерк: «Самокатная подземная железная дорога между С.-Петербургом и Москвою», который был издан также в 1902 году. Свою работу он охарактеризовал как «фантастический роман, пока в трех главах, да и тех неоконченных». Уже слово к читателю настраивает на живой, даже скоморошеский стиль повествования: «Вот и еще одно нелитературное произведение, погубившее массу невинной белоснежной бумаги! Великое счастье, что в нем нет пока конца третьей и прочих глав, так что со спокойной совестью можно уснуть безмятежно еще при чтении третьей главы». И это пишет математик и актуарий! Но фантастичность идеи в заглавии — лишь видимость... позднее, увлёкшись развитием ракетостроения и космонавтики, Александр Родных стал одним из первых популяризаторов идей Циолковского. Что же до «600-верстного тоннеля, долженствующего соединить обе столицы по совершенно прямой подземной линии», то теперь подобными проектами занимается Илон Маск (проект Hyperloop). К математике в своих работах Александр Родных ещё вернётся, в 1911 году выйдет книга под названием «Удивительно простое решение знаменитой задачи Фермата». А пока, расскажем о единственной изданной работе Александра Алексеевича на страховую тематику.
Рекламная страница из книги А. Родных Тайная подготовка к уничтожению армии Наполеона о подписке на новое издание. СПб, 1912 г. (Источник РГБ)
В 1915 году в Петрограде в типографии «Дело» вышла в свет книга А. Родных «Основы вычисления финансовых и страховых сбережений». У нас нет сведений, работал ли к этому времени Родных в одном из страховых обществ, но тематика публикации говорит в эту пользу. В «Основах» три раздела. Первый из них посвящён финансовым сбережениям, где рассказывается о сложном проценте; учёте; сбережениях, образующихся от ежегодных взносов и др. Во второй части автор даёт разъяснения подсчёта страховых сложных процентов, стоимости страховой ренты и некоторых других вопросов. В третьей части книги приводится также несколько таблиц, в том числе таблица смертности 23 германских страховых обществ. В предисловии автор пишет: «Основная забота человечества заключается в обеспечении себя от всевозможных случайностей, расстраивающих приобретённое благосостояние. Забота об этом вызывает к жизни вопрос о сбережениях. В денежном отношении сбережения выработались двух типов: финансовые и страховые. Имея целью сделать общедоступным понятие о производстве финансовых и страховых вычислений, составитель этого труда, путём сопоставления обоих способов сбережений, приводит изложение сущности предмета к возможной отчётливости и простоте».
Титульный лист книги А. Родных Основы вычисления финансовых и страховых сбережений. Петроград, 1915 г. (Источник РГБ)
Нужно отметить, что полная математических формул книга, может быть «проста» лишь для подкованного в математике человека... Возникает вопрос, для какой аудитории по представлению Александра Алексеевича был писан этот труд? Актуариев? Возможно. Родных пишет: «Не вдаваясь в дальнейшие подробности страхового дела, отметим сущность новизны данного труда по отношению к устоявшимся приёмам в страховой науке: Отсутствие преждевременного применения теории вероятностей. Избавление от несуразных алгебраических равенств, где дроби изображаются целыми количествами и обратно. Приведение вычислений страховых сбережений в соответствие с вычислениями финансовых сбережений. Отсутствие коммутационных чисел, своими громадными размерами, поглощающими сущность дела... Введение новых страховых обозначений». Могла ли эта работа заинтересовать агентов по страхования жизни? При всём уважении, не каждый аквизитор станет погружаться в дебри актуарных расчётов, да и страховые общества снабжали последних доходчивыми методичками и тарифом премий. Или же это была попытка популяризатора воздухоплавания Александра Родных остаться в памяти потомков и в качестве популяризатора или новатора страховой отрасли? В истории всегда больше вопросов, чем ответов. В 1934 году выйдет последняя работа А. Родных «Ракеты и ракетные корабли». Александр Алексеевич умрёт в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года. Он жил в бывшем доходном доме на Каменноостровском проспекте 31-33, практически по соседству с огромным домом Первого Российского страхового общества.
Почтовая марка, посвящённая 225-летию первого в мире полёта Крякутного на аэростате, 1965 г. (Источник Wikimedia Commons)