Начинать год лучше легко. И хотя страхование и юмор совместимы плохо, в практике любой страховой компании или агента наберётся доброе количество случаев, которые иначе как анекдотическими назвать нельзя. Сегодня мы предлагаем вниманию уважаемых читателей несколько курьёзных страховых историй прошлого... или же своеобразных страховых анекдотов, в изначальном значении этого слова в качестве реального занимательного происшествия.
Немецкая педантичность
Служащий ликвидатором убытков в Магдебургском страховом от огня обществе по фамилии Рейтер оправился в небольшой прусский городок для оценки крупного пожарного убытка. Дело шло о пожаре мезонина и крыши городской ратуши. Сама эта миссия не представляла особого интереса, поскольку в первом приближении дело выглядело типичной рутиной, которая сопровождает агентов и ликвидаторов страховых обществ, но неожиданно приняло своеобразный оборот. Для составления акта об убытках со стороны страхователя явился городской секретарь, и Рейтер приступил к выяснению причин пожара. Каково же было удивление ликвидатора, когда секретарь заявил, что пожар произошёл по постановлению городской Думы. Предположив, что ослышался или не понял смысла сказанных слов, Рейтер попросил секретаря дать ответ в более развёрнутой форме. «Пожар произошёл в силу постановления городской Думы, принятого на заседании 24 февраля» — подтвердил секретарь сказанное ликвидатору, как его и просили, в развёрнутой форме. Сомнений быть уже не могло, и представитель страховщика затребовал протокол указанного заседания... который был ему тут же предоставлен.
На соответствующей странице огромного фолианта было записано, что городской кровельщик по тщательному и подробному исследованию пришёл к заключению, что надстройки и крыша городской ратуши страдают непоправимыми дефектами. По предложению бургомистра, городская Дума постановила застраховать мезонин в Магдебургском страховом от огня обществе и затем, приняв предварительно все меры против распространения огня, предать его сожжению. Постановление было торжественно приведено в исполнение в присутствии местной пожарной дружины, среди криков восторга школьной молодёжи, после чего страховое общество уведомили о наступлении страхового случая с соблюдением всех необходимых формальностей. Не трудно вообразить себе выражение лица ликвидатора после такой информации в официальном документе органов местного самоуправления и отзывов очевидцев!
Однако, сохраняя спокойствие, которое может быть, пожалуй, только у немецких страховых комиссаров, господин Рихтер незамедлительно потребовал у секретаря заверенной копии с официального протокола. Получив такую копию и не вдаваясь в лишние словопрения, он заявил представителю властей, что дознание окончено, и уехал обратно в Магдебург. Впоследствии дело дошло до высшей административно-судебной инстанции, которая в своём жестокосердии сделала мудрым отцам города не особенно приятные разъяснения и предложила им принять меры к возмещению убытков... из средств муниципалитета. Пусть и не за счёт выплаты страхового возмещения, но власти неназванного прусского городка вполне достигли конечной цели своей остроумной затеи — мезонин для городской ратуши был перестроен в самом лучшем виде.
Рыночная площадь, Магдебург (Германия). Открытка 1895-1900 г. (Источник The Library of Congress — pastvu.com)
Крестьянская смекалка
Другой курьёзный случай произошёл теперь уже в Австро-Венгерской империи, в великолепном Будапеште. Ранним утром в контору Триестского страхового общества (в то время Триест находился в собственности короны Габсбургов) заявился крестьянин из окрестностей венгерской столицы. Часы не успели пробить ещё и восьми утра — служащие конторы были заняты подготовкой к рабочему дню, — как ввалился нетерпеливый гость, и на раздражённую реакцию работников страхового общества объяснил, что ему нужно застраховать запасы зерна. Крестьянину было предложено подождать. В означенное время начала приёма посетителей один из служащих общества принял от крестьянина заявление на страхование и приступил к изготовлению полиса. Документы были быстро заполнены, вот уже практически всё готово, но для вступления договора в силу нужна подпись заведующего отделением, который в тот день несколько припозднился и был занят разбором ежедневной утренней почты. Крестьянину снова было предложено подождать.
Проходит время, без нескольких минут счастливый обладатель страхового полиса нервничает всё больше и больше, бросая жадные взгляды на полуоткрытую дверь в кабинет управляющего, от которого ожидает завершения сделки. Наконец, заметив нетерпеливость и нервозность клиента, один из служащих говорит ему в утешение: «Ну что Вы, голубчик, так волнуетесь, разве Вам так уж спешно? Ведь не горит же у Вас, в самом деле!» — «И ещё как!» — раздаётся в ответ: «Уже два часа скоро будет, как горит, а то с какой стати я бы из сил выбился, мчавшись сломя голову к вам из деревни?!» Надо полагать, что эта сцена в конторе страхового общества по своей силе не уступала заключительной сцене романа «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя. Вот только в дураках остались не агенты страховщика, а горе-страхователь.
Вид на реку Дунай и Мост Свободы (Мост Франца-Иосифа), Будапешт. Открытка 1890-1900 г. (Источник The Library of Congress — pastvu.com)
Не быть бы счастью, да несчастье помогло
Наконец, расскажем ещё одну историю, на этот раз связанную не с имущественным страхованием, а со страхованием жизни... а здесь, как известно, если и случилось нечто курьёзное, то это всегда смех свозь слёзы. Один австрийский коммерсант заключил договор страхования на случай смерти в пользу своих законных наследников, однако затем не пожелал принять полис, при этом уплатив причитающийся с него взнос. Страховое общество, как то дозволялось действовавшим в Австрии законодательством, предъявило к коммерсанту иск, требуя уплаты премии за весь первый год страхования. На суде страхователь отвергал правильность направленного против него иска, уверяя, что по некоторым важным пунктам полисных условий он был введён страховым агентом в заблуждение. Свидетель и родственники страхователя подтвердили, что возражения ответчика соответствуют истине, при этом сам он подкрепил свои показания клятвой.
Суд отложил дальнейшее слушание дела на некоторое время… однако в означенный день заседания позиции обеих сторон резко переменились. И страховщик, и теперь уже представители страхователя желали только одного — проиграть дело. Как несложно догадаться, за время, прошедшее с предыдущего заседания, несчастный коммерсант умер, и родственники покойного всячески желали, чтобы полис страхования на случай смерти, выданный в их пользу, имел всю юридическую силу; а представитель страховщика, наоборот, нисколько не желал идти на эти убытки. Дошло до анекдота: поверенный родственников коммерсанта требовал удовлетворения судом иска страхового общества, которое, получив премию, тем самым должно было бы выплатить весь застрахованный капитал. Страховщик, в свою очередь, настаивал на обоснованности показаний ответчика, чуть ли не посыпая голову пеплом, и более не требовал суд признать договор вступившим в силу. На последнем заседании наследники умершего заявили, что они согласны уплатить требуемую премию и не протестуют против присуждения их к этой уплате. Что же до страхового общества, то оно уже отказалось от своего иска. Однако, чтобы суд принял отказ к рассмотрению, требовалось согласие ответчика… которое, конечно же, получено не было. В конечном счёте наследники коммерсанта проиграли процесс, но это можно считать тем редким случаем, когда поражение нисколько не расстроило сторону дела, ведь взамен небольшой премии родственники получили во много раз превышающий её застрахованный капитал.
Улица Грабен, Вена. Открытка 1890-1900 г. (Источник The Library of Congress — pastvu.com)