Прежде чем начать наш рассказ, нужно отметить, что вопрос страхования церковных строений в Российской империи изучен очень слабо. Нам не удалось найти ни одной диссертации или монографии за последние 30 лет, в которой эта тема разбиралась бы в хоть сколько-нибудь значительном объёме, кроме кратких упоминаний. За период существования СССР, по понятным причинам, внимания этой крайне узкоспециализированной теме не уделяли вовсе. Тогда как практика имущественного страхования акционерных или же взаимных и земских обществ царской России всё же интересовала большевиков исходя из сугубо прагматических соображений, вопрос страхования церковного имущества от огня как отдельной отрасли отпал сам собой, поскольку всё такое имущество было национализировано. Одним из первых декретов новой советской власти был принятый в ночь с 26 на 27 октября (с 8 на 9 ноября) 1917 года декрет «О земле». В пункте 2 этого документа сообщается: «Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания».
И. Владимиров. Изъятие церковных ценностей в Петрограде. Картина 1922 г. (Источник Wikimedia Commons)
Тем не менее, некоторые сведения по этому вопросу нам удалось найти в дореволюционной печати. Хотя эти сведения довольно отрывочны и скупы, по ним всё же можно составить представление об истории становления взаимного страхования церковных строений в нашей стране. Одним из источников, на которые опирается наш сегодняшний материал, служит изданная в 1912 году книга заведующего статистическим и тарифным отделом правления Российского союза обществ взаимного страхования С.П. Луневского «Страхование от огня». Другие сведения мы почерпнули из дореволюционной страховой прессы, а также Инструкции духовным консисториям по делам взаимного страхования от огня строений духовного ведомства, утверждённой определением Святейшего правительствующего синода от 4–18 мая 1905 года. Итак, начнём наш рассказ.
Возможность введения обязательного страхования церковных строений от огня обсуждалась уже как минимум в начале 60-х годов XIX века, ещё до учреждения в 1864 году взаимного земского страхования. Известно, что этот вопрос в феврале 1861 года поднимал архиепископ Костромской и Галичский Платон (в миру Фивейский), а в 1862 году обсуждения шли в министерстве государственных имуществ. Однако изначально речь шла не о создании отдельной отрасли страхования, а об обязательном страховании всех деревянных церквей казённых поселений... в акционерных обществах. Расходы по страхованию предлагалось распределять среди прихожан и церковной кассы. Зная «любовь» акционерных страховщиков к деревянным постройкам, да ещё и с множественными источниками открытого огня, нетрудно предположить, в какую сумму обошлось бы такое страхование для прихожан и епархий, и какие дивиденды в удачные годы могли бы выписывать себе акционеры. Выстроенные в камне и кирпиче постройки церковного назначения, несомненно, могли быть застрахованы по гораздо более низкому тарифу, однако таких было меньшинство. Святейший Синод не признал желательным сделать подобное страхование обязательным и остановился на его добровольности.
С введением в России в 1864 году взаимного земского страхования вопрос об обязательном страховании церквей и причтовых (приходских) построек был поднят вновь. Но снова, как и в ситуации с акционерным страхованием, главной проблемой стали тарифы, которые были рассчитаны для крестьянских построек, горимость которых была выше. Попытки найти компромисс при страховании церковного имущества во взаимных земских учреждениях предпринимались неоднократно. Но с такой же регулярностью возникали при этом недоразумения, как из-за размера премии, так из-за того, что земства отказывались страховать такие постройки на добровольных началах (напомним, что земское страхование делилось на окладное или обязательное и добровольное; также практиковалось т.н. дополнительное страхование сверх окладного). Исходя из этих соображений Святейший Синод остановился на мысли учреждения самостоятельного взаимного страхования в самом духовном ведомстве, а до той поры пока такое страхование не будет учреждено, не воспрещать епархиям добровольное страхование.
Чтобы освободить епархии в страховом отношении от условий, выставляемых земствами или же акционерными обществами, некоторые из епархий приступили к разработке церковного со-страхования. Инициатором создания новой отрасли выступила Киевская епархия, когда такой вопрос обсуждался на общеепархиальном съезде 1887 года. Духовенство отнеслось к идее сочувственно. Был выработан соответствующий устав, согласно которому особый пожарный капитал должен был образовываться из взносов прихожан и церковной кассы. Святейший Синод утвердил устав первого квази-страхового общества внутри структур церкви в 1893 году. Затем Ярославская, Черниговская, Полтавская, Ставропольская и Волынская епархии также выразили желание ввести у себя подобное страхование и разработали собственные уставы. У нас нет конкретных цифр, характеризующих деятельность этих учреждений, но очевидно, что идея нашла последователей. Вскоре заговорили об учреждении единого органа страхования церковных строений при Святейшем Синоде, и в 1898 году соответствующий проект был разработан его хозяйственным отделением.
Для рассмотрения проекта обязательного взаимного страхования церковных строений при Святейшем Синоде было создано особое совещание, куда вошли эксперты от страхования. Претерпев изменения, проект был затем направлен на заключение в страховой отдел министерства внутренних дел (страховой надзор в Российской империи был подчинён именно этому министерству). Пройдя ещё через несколько инстанций, проект внесли на рассмотрение Государственного совета. Наконец, 8 октября 1903 года Положение о взаимном страховании от огня строений духовного ведомства было опубликовано, 6 июня 1904 года оно было утверждено постановлением Синода. Изначально его введение планировалось 1 января 1907 года, но потребовался ещё не один год, пока такое страхование стало реальностью. Произошло это лишь 1 января 1911 года.
Обер-прокурор Святейшего Синода с 1880 по 1905 гг. К. Победоносцев. Портретное фото 1903 г. (Источник С. Левицкий — Wikimedia Commons)
Новая отрасль по принципу своего устройства была похожа на земское окладное страхование, но были и отличия. Объектом страхования являлось церковное имущество, а агентами — не местные старосты, а священники. Движимое церковное имущество на страх не принималось. Тогда как в каждом земстве был свой страховой фонд, для церковного страхования страховой фонд аккумулировался в одном месте. Обязательному страхованию подлежали все строения духовного ведомства, не содержащиеся за счёт казны или специальных средств Синода. Осуществление страхования поручалось священнику или помощнику епископа, исполнявшего административные обязанности в церковном округе, или другому назначенному для этих целей лицу. В ведении такого человека было составление в присутствии ещё двух священников и приглашённых к процессу лиц описи имущества и плана строений. Этот же священник или доверенное лицо осуществляли приём страховых премий, которые вместе с документами передавались затем в местную консисторию (учреждение по церковным делам при епархиальном архиерее) для отсылки их на утверждение в специальный страховой отдел при Святейшем Синоде.
До утверждения Синодом такое страхование, тем не менее, считалось действительным в границах изначальной оценки. Максимум страховой суммы устанавливался страховым отделом Синода, если же оценочная сумма превышала изначальную, то остающаяся незастрахованная часть могла быть дострахована в других страховых учреждениях, однако порядок такого дострахования никак дополнительно не разъяснялся. Тариф премий устанавливался Синодом совместно со страховым отделом министерства внутренних дел. Ликвидация пожарных убытков осуществлялась местным священником или помощником епископа, ответственными за обязательное страхование совместно со страхователем, представителем гражданской власти и других приглашённых лиц. Страховая премия выплачивалась из средств страхового отдела Синода, а в случаях не требующих отлагательств, аванс мог быть получен из средств местной консистории.
Как должно было осуществляться взаимное страхование церковных строений? По данному вопросу нам удалось ознакомиться с соответствующей инструкцией духовным консисториям. Инструкция была утверждена определением Святейшего Синода в 1905 году, спустя 2 года после опубликования Положения. Мы приведём лишь некоторые выдержки из неё. В инструкции всего две главы. Первая глава регулирует общие положения, большинства из которых мы уже коснулись выше. Здесь будет интересно отметить § 5, согласно которому: «духовная консистория рекомендует епархиальным архитекторам при их служебных объездах по епархии обязательно знакомить благочинных или заменяющих священников с практическими приёмами оценки строений». Вторая глава инструкции посвящена делопроизводству, счетоводству и отчётности. Здесь отмечается, что вся переписка по взаимному страхованию должна быть сосредоточена в особых делах, не смешиваясь с прочими делами епархиального управления. Для записи прихода и расхода страховых сумм в консистории создаётся особая приходо-расходная книга, а также форма квитанции по установленному образцу, которые также имеются в инструкции в качестве приложений. Согласно § 20 по окончании года духовная консистория составляет годовой отчёт о ходе страхования в епархии также по установленному образцу и денежный отчёт по форме, установленной для отчётов по всем другим сборам в епархии. Отчёты эти высылаются в страховой отдел не позднее февраля года следующего за отчётным.
Каковы были финансовые результаты новой отрасли страхования? У нас есть сведения за первый операционный год. Эти данные были опубликованы в небольшой заметке в журнале «Страховое обозрение» за октябрь 1912 года. Итак, введённое с 1 января 1911 года взаимное страхование церковных строений дало хорошие результаты, и год был окончен с прибылью в размере 239 763 руб. Всего в 1911 году было принято на страх 372 014 строений духовного ведомства, по которым было начислено премии на 1 530 359 руб. 41 коп. За описываемый период было 963 пожарных случая, наибольшее количество пожаров пришлось на киевскую епархию, но наибольший размер суммарного убытка — на симбирскую епархию. Ни одного пожара не было зарегистрировано в варшавской и финляндской епархиях.
И. Левитан. Над вечным покоем. Фрагмент картины 1894 г. (Источник ГТГ — Wikimedia Commons)