Среди многих крупных губернских городов нашей страны Омск выделяется особо. В разные периоды истории его значение варьировалось от форпоста на восточных рубежах Московского государства (ворота в Азию) до столицы «белой» России — Российского государства — в короткий промежуток с 1918 по 1919 г. Сюда, в столицу Западной Сибири в период Гражданской войны из Казани был вывезен захваченный войсками адмирала Колчака золотой запас Российской империи в размере не менее 505 тон золота. Иногда Омск именуют также и третьей столицей России, хотя на это звание претендуют ещё несколько городов (Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск). Говоря об этом городе, нельзя не вспомнить про декабристов, для которых Омский острог стал местом ссылки, и более позднее время, когда с 1850 по 1854 год здесь отбывал заключение писатель Ф.М. Достоевский. Омск — это и своего рода анклав европейской культуры в Сибири: его архитектура конца XIX — начала XX века и, в особенности, центральной части — улицы Ленина (бывший Любинский проспект), — будто бы переносит зрителя на тысячи километров западнее, в европейскую Россию.
Улица Карла Либкнехта, бывшая Гасфортовская, Омск. Открытка 1924-1927 г. (Источник архив В.И. Кочедамова — pastvu.com)
Омск являлся и восточным форпостом для отечественных компаний акционерного страхования. Конечно, операции по страхованию производились на всей территории империи вплоть до Тихого океана, но город стал одним из самых удалённых в России, где в собственности у страховщиков имелась городская недвижимость (ещё восточнее был только дом страхового общества «Россия» в Иркутске, но гораздо меньшей стоимости). К этому заключению мы пришли после изучения ежегодных отчётов компаний акционерного страхования за 1913 — 1916 года. Дом, о котором пойдёт наш рассказ сегодня, был выстроен по заказу страхового товарищества «Саламандра» на одной из самых интересных и богатых улиц города, Карла Либкнехта (бывшей Гасфортовской, названной так по фамилии Западно-Сибирского генерал-губернатора), в той её части, что находится между улицей Ленина и Партизанской. И сегодня, очутившись на этом отрезке городского пространства протяжённостью несколько сот метров, не покидает ощущение, что находишься на одной из центральных улиц Санкт-Петербурга. Возможно, что это ощущение неслучайно. Сегодня в корпусе дома, фасад которого выходит на параллельную Музейную улицу, в Омском областном музее изобразительных искусств имени А.М. Врубеля, находится представительство Государственного Эрмитажа.
Фасад дома страхового товарищества Саламандра по улице Карла Либкнехта (бывш. Гасфортовской). Фото 1914-1915 г. (Источник Ежегодник Общества художников-архитекторов, вып. 10, 1915 г.)
На момент постройки дом «Саламандры» стал значительной инвестицией в городскую недвижимость Омска, а его монументальный и богатый фасад привлёк внимание как общественности, так и академических кругов России: планы этажей здания и фотографии фасада были опубликованы в одном из крупнейших архитектурных изданий страны — Ежегоднике Общества архитекторов-художников. Строительство велось в 1913–1914 гг., для чего годом ранее был выкуплен обширный участок земли в центре города, в местности, известной как Любина роща. По легенде, роща — один из нескольких городских парков — возникла в 1850-х годах благодаря Любови Фёдоровне, жене Северо-Западного генерал губернатора Густава-Кристофа фон Гасфорда (буква «д» в фамилии обрусела и превратилась в «т»). К слову, Достоевский, в это самое время отбывавший срок в Омском остроге, характеризовал Омск исключительно как «грязный городишко», а Любовь Фёдоровна, тем временем, пыталась его благоустроить. Вернёмся к дому «Саламандры». Согласно ведомости недвижимого имущества страховщика, стоимость дома уже за первый 1913 год строительства составила 382 876 руб. У нас нет данных о стоимости здания на момент его завершения в 1914 году, но можно предположить, что она была выше. Чтобы лучше осознать размер этой инвестиции в недвижимость отдалённого губернского города скажем здесь, что указанная стоимость неоконченного здания сопоставима со стоимостью огромного 6-ти этажного доходного дома «Саламандры» на улице Вёсельная в Санкт-Петербурге (351 775 руб.), или с доходным домом общества «Россия» на Невском проспекте, 139 (360 992 руб.)
Планы первого и третьего этажей дома страхового товарищества Саламандра (Источник Ежегодник Общества художников-архитекторов, вып. 10, 1915 г.)
Здание спроектировал штатный художник-архитектор страхового товарищества «Саламандра» Н.Н. Верёвкин (1877–1920). В 1901 году Николай Николаевич окончил Институт гражданских инженеров, а в 1906 году — Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. Дом в Омске по праву относится к числу лучших работ зодчего, который известен также доходным домом «Саламандры» на Гороховой улице, 4 и правлением, расположенным по соседству под номером 6 (об этих зданиях мы подробно писали в предыдущих публикациях). В числе других его значимых работ — сооружения пивоваренного завода «Новая Бавария», спроектированные в период с 1906 по 1910 гг. Завод являлся одним из крупнейших в Российской империи, а после революции получил весьма обнадёживающее для идеи мировой революции название «Красная Бавария». В Омске Верёвкин спроектировал ещё одно здание, расположенное напротив дома «Саламандры» на улице Карла Либкнехта — это дом товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры «Треугольник», входившее в бизнес-империю Морозовых. Легендарная фабрика в прямом смысле обула в галоши половину населения Российской империи. Оба здания как бы вторят друг другу, формируя центр неоклассической архитектуры в городе.
Аттик дома страхового товарищества Саламандра по улице Карла Либкнехта. Фото 2020 г. (Источник архив автора)
Дом «Саламандры» имеет сложную объёмно-пространственную композицию, поскольку построен на склоне холма, и в плане представляет собой прямоугольную трапецию. Два корпуса дома разделены внутренним двориком, оба они — трёхэтажные, но из-за перепада высот корпус, расположенный на Музейной улице, со стороны двора выглядит четырёхэтажным. Дом «Саламандры» является одним из лучших образцов стиля поздней неоклассической архитектуры на огромных просторах Сибири и Дальнего Востока. Следующее его описание даёт кандидат искусствоведения А.Н. Гуменюк в своей монографии «Неоклассицизм в архитектуре Омска 1910-х годов»: «Расположение здания в створе двух улиц предопределило создание двух равнозначных фасадов. Но всё же один из них — по улице Гасфортовской — имеет явный приоритет, выраженный в более активной пластической разработке композиционного центра. Нарастание декоративной массы стены идёт снизу вверх: сначала портал входа, образуемый пилястрами со скульптурно решёнными ионическими капителями, на которых под карнизом покоится фриз с надписью „Саламандра“, затем „венецианское“ круглое окно, заключённое в квадрат профилированного наличника, и, наконец, арочный портик с выносным фронтоном, оформленный античными вазонами в пятах арки и балюстрадой в основании. В центре портика в „золотом“ круге — выразительный рельеф с изображением Саламандры, несгорающего в пламени легендарного персонажа. Эта изящная деталь, таинственно мерцающая в глубине ниши, символизировала надёжность известной фирмы». Приведём ещё одно наблюдение Аллы Николаевны Гуменюк: «С точки зрения формального решения в соединении поблёскивающего металла и тусклого камня прозвучал отголосок стиля модерн, умело применявшего в отделке фасадов разнофактурные материалы. Если говорить об образной стороне всего здания в целом, то, несмотря на удачно найденную интонацию сочетания „римской строгости“ с венецианской игрой декоративных элементов» высокого Ренессанса, оно полностью принадлежит своему времени«.
Аттик дома страхового товарищества Саламандра по улице Карла Либкнехта. Фото 1914-1915 г. (Источник Ежегодник Общества художников-архитекторов, выпуск 10, 1915 г.)
И снова, как и в случае со многими другими домами, построенными по заказу страховых обществ в монументальном неоклассическом стиле, их фасады работали на создание имиджа надёжности заказчика, что для компаний финансового сектора имело одно из принципиальных значений. Да и появление такого здания в отдалённом губернском городе само по себе должно было производить впечатление на страхователей, как местных, так и заезжих — Омск расположен на главной транспортной артерии России, Транссибирской железнодорожной магистрали, историческое название которой Великий Сибирский путь. После окончания строительства в корпусе, выходящем фасадом на Музейную улицу, работала биржа, располагались конторы маклеров и биржевого нотариуса. Здесь же находилось отделение Русского для внешней торговли банка. В корпусе дома по улице Карла Либкнехта (Гасфортовской) находилась контора страхового товарищества «Саламандра». В помещениях, выходящих во внутренний двор дома, размещались квартиры служащих. После революции в более парадном корпусе на Карла Либкнехта, 3 многие годы находились учреждения здравоохранения. И сегодня здесь расположены медицинские службы: Городская поликлиника № 1, травматологическое отделение. В корпусе дома по Музейной улице, 4, как бы подчёркивая статус Омска в качестве культурной столицы Сибири, в настоящее время находится представительство Государственного Эрмитажа. Изначально его открытие было запланировано на 2016 год в честь 300-летия города, но окончательно Центра «Эрмитаж-Сибирь» был открыт лишь в конце 2019 года.
Фрагмент фасада дома страхового товарищества Саламандра по Музейной улице (вход в Центр Эрмитаж-Сибирь). Фото 2020 г. (Источник архив автора)