mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Экспонаты
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)
Библиотека
Термины


Яндекс цитирования

Виртуальная выставка – экспонаты

Основные разделы виртуальной выставки:
Рубрикатор, Ключевые слова, Поиск
 Вернуться на шаг назад
24.03.2023  |  просмотров: 702

Есть немало людей в истории, чьи открытия или социальные достижения привели к огромным позитивным изменениям в жизнях сотен миллионов людей. Вместе с тем, в отличие от политиков и завоевателей, имена многих из них не известны широкой публике, о них не рассказывают в школах, даты их смерти не становятся вехами в истории. Наш сегодняшний рассказ пойдёт о человеке, чьей заботой стало ни много ни мало построение государства всеобщего благосостояния. Не он один взвалил на себя эту ношу, но на его долю выпала разработка краеугольной составляющей всей концепции, системы социального обеспечения. Говоря о концепции государства всеобщего благосостояния (Welfare state) прежде всего нужно отметить, что английское слово welfare можно перевести также как благоденствие, что с нашей точки зрения гораздо лучше отражает её сущность. Речь не идёт о всеобщем богатстве, но о достаточном уровне социальной защищённости для любого члена общества.

Нетрудно заметить, что эта концепция по духу пересекается с идеями коммунизма, однако предлагает совсем иные методы реализации построения такого общества. Возможно поэтому, видя прямую угрозу со стороны подобной альтернативы, в Советском союзе на эти идеи нападали особенно рьяно. К примеру, вот небольшая цитата из Большой советской энциклопедии: «В действительности теория „Государства всеобщего благоденствия“ представляет собой завуалированную форму защиты государственно-монополистического капитализма, при котором буржуазное государство используется монополиями для укрепления своей экономической мощи и усиления эксплуатации трудящихся». В целом, всё сказанное выше прекрасно применимо и к существовавшему государственному капитализму в СССР, чья монополия на средства производства была куда как более всеобъемлющей, чем монополия правительств стран социально-либерального толка. Однако, вернёмся к герою нашего повествования.

Портрет Уильяма Бевериджа, 1940-е гг. (Источник Howard Coster — Wikimedia Commons)

С Уильямом Генри Бевериджем (1879–1963) наши постоянные читатели уже познакомились в одной из недавних публикаций, посвящённой моделям социального страхования в мире. Одна из таких моделей, зародившаяся в Великобритании после Второй мировой войны, получила название по его имени. Беверидж сыграл центральную роль в разработке концепции британского государства всеобщего благосостояния, за свою более чем насыщенную жизнь успев побывать и либеральным политиком, и экономистом, и социальным реформатором и даже директором одного из самых престижных университетов мира, Лондонской школы экономики и политических наук (LSE). Главной научной работой Бевериджа, которая и легла в основу социальной модели, считается отчет 1942 года «Социальное страхование и сопутствующие услуги», более известный как «Отчет Бевериджа». В 1945 году только что избранное правительство лейбористов использовало его для достижения целей социальной стабильности и справедливости в стране.

Уже в самом начале своего жизненного пути Уильям Беверидж оказался в обстоятельствах, которые могли способствовать более широкому взгляду на мир и развить в нём способность к критическому мышлению. Британец до мозга костей, он родился в Британской Индии, в семье в высшей степени прогрессивных родителей. Его отец, Генри Беверидж (1837–1929), хотя и состоял на государственной службе, в историю вошёл прежде всего как представитель ориентализма — направления в западноевропейской культуре Нового времени, центральным предметом изучения которого является взаимодействие культур Запада и Востока. Генри Беверидж был также сторонником философии позитивизма французского философа Огюста Конта (1798–1857), теории альтруизма и религии человечества. Мать Уильяма, Аннетт Беверидж (1842–1929), до замужества Акройд, в качестве ориенталиста известна гораздо больше своего мужа. В частности, ей принадлежат переводы дневников первого могольского императора Бабура (Империя Великих Моголов), опубликованные в начале XX века в четырёх томах. Также находясь в Индии, она активно выступала за право женщин на образование. Родители Уильяма были нерелигиозны, образованы и придерживались гуманистических взглядов. Мы можем лишь предполагать, какие разговоры велись в их гостиной в Рангпуре (сегодня — город на территории Бангладеш), но очевидно, что люди столь прогрессистских взглядов, в режиме реального времени наблюдавшие все ужасы британской колониальной политики, оказали огромное влияние на формирование личности юного Бевериджа.

Мать Уильяма Бевериджа Аннетт (Акройд). Индия, 1875 г. (Источник Wikimedia Commons)

Получив высшее математическое и классическое образование в Оксфорде, Беверидж продолжил обучение в области юриспруденции, начав трудовую карьеру в качестве юриста. Уже в это время проявился его интерес в области социальных услуг, и он пишет статьи соответствующей тематики для британской ежедневной консервативной газеты The Morning Post. Социальная сфера всё больше увлекает Уильяма. 1903 году он начал заниматься исследованием причин безработицы в особом поселении в Лондоне, Тойнби-Холл. Благотворительное Движение поселений возникло в Великобритании в конце XIX века, в рамках которого участники переселялись в беднейшие районы городов для помощи их жителям. Работа, так сказать, в поле, позволила Бевериджу как исследователю лучше понимать механизмы, лежащие в основе поведения людей, и те факторы, которые ведут их к нищете. И хотя среда играет огромную роль в способности или неспособности человека выбраться из финансовых трудностей, одним из препятствий на пути достижения общества всеобщего благоденствия Беверидж называл человеческую леность.

Вращаясь в кругах Движения поселений, он тесно взаимодействовал с рядом его лидеров, всё более пропитываясь теориями социальных реформ и необходимости введения пенсий по старости. В это время Беверидж занимался продвижением бесплатного питания в школах и созданием бирж труда. В 1908 году произошло его знакомство с будущим премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем, когда тот состоял главой Совета по торговле. Не достигнув и возраста 30 лет, Беверидж уже считался главным авторитетом в области страхования от безработицы, а в 1909 году вышло одно из его ранних академических исследований по этому вопросу. Черчилль пригласил Бевериджа вступить в Совет, в рамках которого он организовал внедрение национальной системы бирж труда и национального страхования для борьбы с безработицей и бедностью. В период Первой мировой войны Беверидж занимался вопросами мобилизации, а после стал постоянным секретарем Министерства продовольствия.

Бедные районы Лондона, Дорсет-стрит, 1902 г. (Источник Jack London. The People of the Abyss — Wikimedia Commons)

В 1919 году Беверидж оставил государственную службу. Произошло это по причине одного назначения, которое в академической среде можно считать своеобразным знаком исключительных профессиональных способностей человека. Итак, в том числе благодаря близкому знакомству с ведущими представителями фабианства, Уильям Беверидж был назначен директором Лондонской школы экономики и политических наук, продолжая работу в различных комитетах по социальной политике. Фабианство — философско-экономическое течение, являющееся аналитическим центом Лейбористской партии Великобритании. Сторонники этого течения считают, что преобразование капиталистического общества в социалистическое должно происходить эволюционно в результате серии институциональных преобразований и выступают против революционных потрясений. На этом посту он пробыл до 1937 года. В 1929 году он возглавил Международный научный комитет по истории цен, внеся большой вклад в историческое исследование «Цены и заработная плата в Англии с двенадцатого по девятнадцатый век» (1939). В 1933 году участвовал в создании Совета академического содействия, который помогал видным учёным, бегущим от нацистского режима в Германии. В 1937 году Беверидж был назначен магистром Университетского колледжа Оксфорда.

Увольнение с поста директора Лондонской школы экономики, как писали, из-за серьёзной оппозиции в академических кругах; затем должность главы хоть и важного в условиях военной экономики, но всё же второстепенного, отдела социального обеспечения министерства труда — могло показаться, что блестящая карьера Бевериджа стала клониться к закату. Глава министерства, в котором на время пришлось работать Бевериджу, не слишком благоволил своему подчинённому, считая того тщеславным. В результате, Бевериджу было поручено работать над не имевшим большой важности исследованием рабочей силы, что произошло в июне 1940 года. Однако на деле, Беверидж продолжил заниматься теми вопросами, в которых был уже признанным экспертом. И эта министерская работа могла послужить дополнением или трамплином к самому важному труду всей его жизни, тому самому знаменитому Отчету парламенту о социальном страховании и смежных услугах, который был опубликован в ноябре 1942 года и лёг в основу концепции государства всеобщего благосостояния (благоденствия). О самом отчёте мы подробно расскажем в одной из последующих публикаций.

Уильям Беверидж, 1910-е гг. (Источник Wikimedia Commons)

На выборах 1945 года партия Консерваторов проиграла выборы лейбористам, что означало отставку Уинстона Черчилля и назначение нового премьера. Новое лейбористское правительство запустило процесс реализации предложений Бевериджа, что включало создание в 1948 году Национальной службы здравоохранения с медицинским обслуживанием для всех, финансируемым налогоплательщиками. Также была введена национальная система льгот для обеспечения «социальной защиты», чтобы население было защищено «от колыбели до могилы». Новая система была частично построена на схеме национального страхования, реализованной ещё в 1911 году тогдашним главой казначейства и будущим либеральным премьер-министром Дэвидом Ллойд Джорджем.

К портрету и без того весьма разносторонней личности Уильяма Бевериджа можно добавить тот факт, что тот был членом Британского евгенистического общества, сегодня — Институт Гальтона. Цель общества состояла в изучении методов «улучшения» человеческой расы путем контроля воспроизводства. Идеи сторонников евгеники крайне неоднозначны, а в 1930-е годы из-за популярности подходов евгеники в нацистской Германии многие учёные и общественные деятели открестились от этой дисциплины. Бевериджу приписывают следующее предложение, высказанное им в далёком 1909 году, чтобы мужчины, которые не могли работать, получали поддержку со стороны государства, «но с полной и постоянной потерей всех гражданских прав, включая не только избирательное право, но и гражданскую свободу и отцовство». Мы не можем быть уверены в достоверности приписываемых ему слов, но хочется надеяться, что даже если подобное и было им произнесено, то годы Второй мировой войны и преступления нацистов помогли ему изменить свои взгляды. Будучи директором Лондонской школы экономики, Беверидж участвовал в создании кафедры социальной биологии, при этом её председателем был назначен яростный противник евгеники. Бывший директор LSE Джон Эшворт предположил, что разногласия между сторонниками и противниками серьезного изучения евгеники как раз и привели к уходу Бевериджа с поста в 1937 году. В 1940-х годах Беверидж приписал Обществу евгеники продвижение пособия на детей, которое было включено в его Отчет 1942 года. Вместе с тем, сам Беверидж отрицал, что отчет имел какую-либо «евгеническую ценность».

Уильям Беверидж разговаривает с американским пилотом, 1939-1945 г. (Источник Imperial War Museums — Wikimedia Commons)

В 1953 году вышла автобиографическая книга Бевериджа «Власть и влияние» (Power and Influence), ценный источник информации об эпохе, свидетельства человека острого и выдающегося ума. Уильям Беверидж умер в своем доме 16 марта 1963 года в возрасте 84 лет. Его последними словами были: «У меня тысяча дел».

Предоставлено: Тимофей Бегров
 Вернуться на шаг назад