mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Экспонаты
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)
Библиотека
Термины


Яндекс цитирования

Виртуальная выставка – экспонаты

Основные разделы виртуальной выставки:
Рубрикатор, Ключевые слова, Поиск
 Вернуться на шаг назад
06.04.2023  |  просмотров: 679

История, о которой мы расскажем сегодня, одновременно и описание личного опыта человека, но также и часть одного из важнейших событий в истории морских перевозок — открытия Суэцкого канала. «Неужели опять?» — может подумать уважаемый читатель, — «какую отрасль мировой экономики ни возьми, отовсюду торчат уши страховщиков!» Конечно, главную роль в финансировании работ по постройке сыграли банкиры, в частности, разные ветви небезызвестной семьи Ротшильдов. Гораздо менее известен тот факт, что глава триесткой Assicurazioni Generali Паскаль Револтелла, ныне крупнейшего итальянского страховщика, не только активно лоббировал продвижение самой идеи канала, но также состоял вице-президентом компании по его строительству. Увидеть завершение строительства Револтелла не смог, не дожив до церемонии открытия всего несколько месяцев. На инаугурацию отправился новый глава Generali и ближайший соратник Револтеллы, Джузеппе де Морпурго. Часть своего морского путешествия он описал в письмах жене и детям. Выдержки из этих писем мы приведём ниже, но сначала расскажем о том, как страховщики оказались вовлечёнными в величайшую стройку XIX века.

Суэцкий канал. Фото начала XX века. (Источник Goodyear Archival Collection. Brooklyn Museum — Wikimedia Commons)

Главным мотивом этого грандиозного проекта было создание короткого коридора между Средиземным и Красным морем, в более широком смысле — соединить европейские порты с азиатскими минуя длительное плавание в обход Африки, через полный опасностей Мыс Доброй Надежды, до этого известный как Мыс Бурь. Строительство канала позволило сократить морской путь на 8 тысяч км. До его постройки часть грузов также шла по сухопутному перешейку, в месте, где расстояние между морями составляет менее 200 км. Однако в условиях отсутствия железной дороги объёмы перевозимых таким образом грузов были невелики. Кроме того, перевалка груза в портах и его транспортировка через пустыню всегда сопряжены с повышенным риском повреждения или потери товара. И всё это — дополнительные расходы на страхование. Но, конечно, вовсе не это побудило одного из страховых воротил своего времени участвовать в проекте.

Экономические интересы одного из инициаторов строительства канала Паскаля Револтеллы (1795–1869) простирались много дальше страхового бизнеса. Он считается одним из ключевых деятелей в истории Триеста, главного торгового порта Австро-Венгерской империи до его присоединения к Италии в результате поражения в Первой мировой войне в 1918 году. Помимо участия в создании Generali в 1831 году, он также входил в состав учредителей другой связанной со страховым бизнесом триесткой компании, Австрийского Ллойда. Созданная в 1833 году группой страховщиков при косвенном участии Лондонского Ллойда, компания вскоре была переориентирована на транспортную деятельность, став одним из крупнейших пароходных обществ мира. Следующим предприятием Револтеллы стало учреждение в 1835 году торгового дома по импорту древесины и зерна. Торговля по морю, подручный современный флот, здесь же подконтрольная компания для страхования каско и карго... вырисовывается неплохая бизнес-модель, не правда ли? Ко всему прочему интересы Револтеллы по постройке канала для расширения операций аффилированных компаний шли в русле интересов Австро-Венгерской империи через превращение Триеста в один из ключевых портов международной торговли.

Паскаль Револтелла. Портрет, ок. 1862 (Источник Wikimedia Commons)

Когда говорят о строительстве Суэцкого канала и компании-оператора всегда упоминают француза Фердинанда Лессепса (1805–1894). Открытие навигации через новую морскую магистраль принесло Лессепсу огромную славу, даже несмотря на ряд скандалов и многократно превышенную изначальную смету стоимости работ. Следующий его проект, строительство Панамского канала, принес ему не меньшую степень бесславия, а в переносном смысле слово «панама» стало означать крупную финансовую аферу. Ведущая роль Лессепса в строительстве Суэцкого канала бесспорна. В этом ему помогли обширные связи, полученные во время дипломатической службы, как в европейских странах, так и, конечно же, в Египте. В 1854 году Лессепс получил от правителя Египта Саида-паши концессию на строительство канала. Однако потребовалось ещё пять лет переговоров с банкирами, представителями торгово-промышленной и политической элиты разных стран мира, прежде чем замыслы смогли воплотиться в реальность. В 1859 году была учреждена акционерная Компания Суэцкого канала, в которой египетское правительство получило 44% акций, Франция — 53%, и 3% приобрели другие страны. По условиям концессии, акционерам полагалось 74% прибылей, Египту — 15%, основателям компании — 10%.

Фердинанд де Лессепс, инициатор строительства Суэцкого канала. Фото без датировки (Источник New York Public Library’s Digital Library — Wikimedia Commons)

Одним из участников переговоров был Паскаль Револтелла. В 1858 году он отправился в Париж с тем, чтобы предложить Лессепсу сотрудничество по вопросу строительства. Револтелла явно не был случайным человеком поскольку имел давнее знакомство с планировщиком Суэцкого канала австрийцем Луиджи Негрелли. В 1859 году, незадолго до учреждения Компании Суэцкого канала, Лессепс нанёс ответный визит, в Триест. Переговоры проходили в недавно построенном роскошном палаццо страховщика в присутствии высшей австрийской знати. К примеру, среди участников был эрцгерцог Максимилиан, в будущем правивший всего несколько лет император Мексики, чья жизнь закончилась трагически. Присутствие столь высокопоставленных персон позволяет предположить, что Револтелла действовал также в интересах правительства Австро-Венгерской империи, которое стремилось к развитию своей морской торговли через порт Триеста.

В компании по строительству канала Револтелла получил пост вице-президента. О том, что его должность не была номинальной, скажет следующий факт. В 1861 году Револтелла отправился в Египет, чтобы лично оценить ход работ. Нужно отметить, что условия на строительстве были крайне тяжёлыми. Работы велись в пустыне, под палящим солнцем. В то время, когда Револтелла прибыл с инспекцией, ещё не был закончен пресноводный канал, и воду рабочим приходилось доставлять на 1600 верблюдах. На строительстве были задействованы десятки тысяч человек, часть из которых прибыли из Европы. Свой опыт от увиденного Револтелла оставил в виде многочисленных записей, а в 1864 году опубликовал эссе под названием «Роль Австрии в мировой торговле», в котором подчёркивал растущую роль Триеста в качестве связующего звена в торговле между Европой и остальным миром.

Суэцкий канал, гравюра 1869 г. (Источник Appleton’s Journal of Popular Literature, Science, and Art — Wikimedia Commons)

Увидеть завершение строительства Паскаль Револтелла не смог, скончавшись после продолжительной болезни 8 сентября 1869 года, всего за несколько месяцев до торжественного открытия канала. На торжественную инаугурацию отправился ближайший соратник Револтеллы и следующий глава Generali Джузеппе де Морпурго (1816–1898), сын одного из учредителей уже упомянутого выше Австрийского Ллойда. Морпурго присутствовал на открытии в качестве представителя как Generali, так и города Триеста. Официальное открытие Суэцкого канала состоялось 17 ноября 1869 года, однако празднества растянулись на неделю и обошлись хедиву Египта Исмаил-Паше в астрономическую сумму. Никогда ранее Египет не принимал такое количество высокопоставленных гостей, в числе которых были император Австро-Венгерской империи Франц-Иосиф I, супруга французского императора Наполеона III императрица Евгения и прусский кронпринц Фридрих. Специально к инаугурации итальянскому композитору Джузеппе Верди было заказано написание оперы «Аида», которая не была завершена в срок, и вместо этого для высоких гостей был устроен праздничный бал. Часть увиденного Джузеппе Морпурго описал в письмах жене Элизе и детям. Далее мы приведём выдержки из этих писем.

Вид на гавань и здание администрации Суэцкого канала, Порт-Саид, 1880-1890 г. (Источник pastvu.com)

Константинополь, вторник, 26 октября 1869 г. Мои дорогие. Как мне надоели те, кто говорил: «Увидеть Неаполь и умереть». Теперь, верный своим впечатлениям, я скажу: «Увидеть Босфор и умереть». Ибо сколько бы человек не читал, не слышал похвалы и не восхищался гравюрами и фотографиями, все это ничто перед лицом действительности! Итак, я не могу больше ничего сказать, но, поскольку мне не было позволено привести вас сюда, пусть вы придете в другой раз, чтобы увидеть, не преувеличиваю ли я, и я осмеливаюсь утверждать, что вы скажете, что я не преувеличиваю. Городская суета кружит голову. Даже в Париже... нет такого множества людей, одетых на все лады, в самых эксцентричных костюмах самых фантастических расцветок, какие только можно вообразить.

Константинополь, пятница, 29 октября 1869 г. Вчера в половине девятого утра во главе пяти других пароходов Ллойда, одного французского, одного английского и множества турецких, все мы пересекли очаровательный Босфор... Затем мы встретили турецкую императорскую яхту с Его Величеством Императором и министрами на борту. Его Величество сбавил скорость парохода и трижды приветствовал нас Императорским знаменем, что на флоте считается очень высокой честью.

Константинополь, понедельник, 1 ноября 1869 г. Итак, я имел честь быть допущенным к Государевой аудиенции в качестве заместителя председателя Торговой палаты. После того, как Его Величество встретил меня и сказал, что очень рад видеть меня в Константинополе, я сказал ему, что считаю, что мне повезло, что я могу преклониться перед ним и отдать ему дань уважения от имени Торговой палаты, которая чрезвычайно признательна Его Императорскому Величеству за то, что он решил предпринять путешествие, которое не может не дать самых плодотворных результатов; и что Его Благородное Присутствие, содействуя торжественному открытию Суэцкого канала, окажет очень благотворное моральное влияние на торговые отношения между этими странами и Австро-Венгерской монархией; и что Триест, его главный торговый центр, призванный в числе первых воспользоваться его преимуществами (примеч.: курсив мой).

Суэцкий канал, 1905 г. (Источник pastvu.com)

Порт-Саид, вторник, 16 ноября 1869 г. Сегодня утром мы стали свидетелями прибытия Ее Величества Императрицы... Затем мы отправились на торжественную религиозную церемонию, которую я считаю уникальной в своем роде. Императрица прибыла под руку с австрийским императором, а за ней вице-король с принцем Пруссии и всеми присутствующими здесь князьями. Великолепное зрелище. Пока, наконец, не настал день открытия канала. 68 кораблей вышли из порта Суэц в Красном море в Порт-Саид на Средиземном море. На кораблях путешествовали великие деятели того времени: император Австрии Франц Иосиф, королевский принц Пруссии и представители главных правящих семей Европы. Строитель канала француз Фердинанд де Лессепс в сопровождении императрицы Евгении путешествовал на императорской яхте под французским флагом, а «Египетский марш», сочиненный по этому случаю Иоганном Штраусом II, прозвучал в воздухе Египта.

Предоставлено: Тимофей Бегров
 Вернуться на шаг назад