Внедрение нового плана счетов – аудит и автоматизация Брюханов Михаил Юрьевич Управляющий партнер аудиторско-консалтинговой группы «Информаудитсервис», член экспертного совета при комитете Государственной Думы по финансовому рынку
|
Центробанк активно реформирует систему отчетности страховых организаций. В рамках реализации этой стратегии страховщики уже сдали планы по переходу на новый план счетов и готовятся к следующим мероприятиям. В чем особенности текущего этапа перевода страхового рынка на новую систему учета и отчетности? Как этот процесс сочетается с режимом кризисной экономии затрат? Есть ли уже на рынке готовые IT-решения? Как IT-компании, аудиторские и консалтинговые организации помогают страховщикам и регулятору в осуществлении мероприятий по переходу на новый план счетов? На эти и другие вопросы портала «Страхование сегодня» отвечает Управляющий партнер аудиторско-консалтинговой группы «Информаудитсервис» Михаил Брюханов.
Мария Жилкина,
Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ)
Михаил Юрьевич, начался 4 квартал, 2015 год завершается. Что, на Ваш взгляд, наблюдается сейчас на страховом рынке, в том числе в части организации финансов и отчетности страховщиков, с чем рынок закончит год?
Сейчас страховщики оказались перед лицом наибольшего количества вызовов за всю историю российского страхового рынка. С одной стороны, ужесточился страховой надзор, усиливаются требования к активам и капиталу. С другой стороны, в российское страхование пришли современные формы организации контроля, такие как, внутренний аудит и актуарное оценивание. С третьей стороны, страховщики вынуждены в сжатые сроки осуществлять масштабную IT-реформу, связанную с переходом на новый план счетов. И все это происходит на фоне колоссальной макроэкономической нестабильности.
Расскажите, в каком состоянии на данном этапе находится работа по переходу страховых организаций на новый план счетов? Какие следующие шаги, после сдачи в ЦБ программ перехода на новый план счетов, реализуют страховщики? Идут ли они «в графике» или по-прежнему сохраняется вероятность, что они не успеют?
Принципиально страховщиков можно поделить на 3 больших группы. Первая группа – это те, кто пошел по пути самостоятельно перехода на новый план счетов и автоматизации. Вторая группа – компании, которые пошли по пути внедрения с привлечением внешнего консультанта. И наконец, третья – это те, кто предпочел дождаться появления на рынке коробочного IT-решения, а там – будь что будет. Однако пока тот график, который задан Центробанком, в целом, выполняют все эти три группы страховщиков.
Вместе с тем, существенную неопределенность вносит и сам Центральный банк – тем, что он пока не задал итоговые формы отчетности. Как известно, любая модель данных строится от результата, то есть в данном случае от отчетности. Нет отчетности – нет и корректной модели данных, а соответственно и целостного IT-решения.
Какова конкурентная обстановка на рынке автоматизации учета и отчетности для страховщиков? Какие решения там представлены?
На сегодняшний день ситуацию на данном рынке можно кратко обозначить так: «1С» и «не 1С». В сегменте 1С лидирует сам 1С и совместное решение «1С Страховая компания КОРП». Иные IT-компании пытаются также активно войти на рынок, но по моим данным, большинство крупных страховых компаний пока отдает предпочтение 1С. И это не безосновательно – огромный рынок специалистов делает последующую поддержку максимально дешевой, достаточно просто найти специалистов, хорошо владеющих полюбившимся за много лет интерфейсом.
Более того, глава компании 1С Борис Нуралиев в своих выступлениях озвучивал, что, по договоренности с руководителем Центрального Банка Эльвиры Набиуллиной, 1С намерена поддерживать решение на новом плане счетов. И все фактические действия 1С на рынке автоматизации решений – яркое тому подтверждение.
Какое решение предлагает Ваша компания и какая поддержка оказывается клиентам во время и после его внедрения?
Изначально мы хотели делать собственное 1С решение, используя преимущества автоматизации страховых компаний на 1C ERP. Однако на сегодняшний день, после того как мы разработали тестовую среду, стало очевидно что поддерживать решение, основанное на конфигурации 1С ERP будет весьма проблематично, потребуются слишком масштабные доработки к стандартному функционалу 1С ERP. Все дело в том, что 1С ERP – это целостная система, то есть в ней одновременно решается масса задач, рассчитывается заработная плата, ведется бухгалтерский учет, формируется отчетность, реализован функционал казначейства и бюджетирования.
Представьте себе, допустим, поменялась форма отчетности в пенсионный фонд (бухгалтеры хорошо меня поймут – изменения в формах здесь регулярные). Обновлять из-за этого пришлось бы всю систему, выпуская новый релиз.
Чтобы не мучить бухгалтеров бесконечным количеством обновлений, наши инженеры предложили новый способ – модульность. То есть мы сохраняем весь функционал, но в рамках модулей. Концепция ERP как комплексной и целостной системы управления при этом полностью сохранена, но сами модули включают как наши разработки, так и типовые и совместные решения 1С «Зарплата и управление персоналом» и «Страховая компания КОРП». Мы получим сертификацию «1С-совместимо» на наши модули, при этом в части отчетности пользователи смогут пользоваться решениями, централизованно поддерживаемыми 1С.
Мы вышли на рынок с принципиально новой концепцией внедрения – единство методологии, бизнес-консультирования и автоматизации. Это означает, что наши команды состоят из специалистов трех указанных направлений. Мы стараемся давать клиентам правильное видение того, как система должна решать их бизнес-потребности, а не автоматизировать текущий уровень беспорядка, накопившегося за долгие годы в IT-системах. По окончании внедрения мы будем оказывать как централизованную, так и индивидуальную поддержку – в зависимости от того, насколько типовым или кастомизированным будет решение в конкретной компании.
Расскажите, в чем суть проекта страховой компании «Гелиос» и разногласий, возникших в ходе его реализации?
С компанией «Гелиос» мы работаем уже более 3 лет. Они также любезно согласились быть пилотным проектом по автоматизации перехода на новый план счетов. В какой-то момент, после того как руководитель проекта Сергей Быков принял решение продолжить карьеру в руководстве IT функции крупной фармацевтической компании, проект забуксовал. Временно исполняющий обязанности руководителя проекта не справился с управлением, проявил определенный непрофессионализм, вследствие чего к нему было утрачено доверие, и он принял решение покинуть компанию. Это обычная ситуация, ничего экстраординарного: не справляешься, значит, уходи. В консалтинге по-другому и не бывает.
На сегодня проектом плотно занимается руководитель направления автоматизации страховых компаний АКГ «Информаудитсервис» Марат Генатулин, один из ведущих экспертов в области автоматизации на страховом и финансовом рынке. Также мы усилили проектную команду 1С-аналитиками с опытом работы именно на страховом рынке. Я уверен, что теперь с проектом все будет в порядке, он будет успешным.
Будете ли Вы разрабатывать решения по переходу на новый план счетов для иных участников финансового рынка – страховых брокеров, управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов, иных некредитных финансовых организаций?
Мы участвуем в конкурсе компании 1С на разработку 1С-совместного решения для профессиональных участников финансового рынка, брокеров, управляющих компаний, депозитариев и негосударственных пенсионных фондов. Также мы ведем разработку решения для микрофинансовых организаций и кредитно-потребительских кооперативов. Большой опыт работы с банками нам здесь существенно помогает, на мой взгляд, понимание специфики бухгалтерского учета в банках – это 40 % успеха в этом.
Каковы планы Вашей компании по данному продукту на следующем этапе, когда Вы планируете приступить к промышленной эксплуатации Вашего решения?
На сегодняшний день страховое решение завершено, модули написаны, происходит внедрение нашего решения более чем на 12 площадках. После завершения проектов и устранения недостатков решения на этапе тестирования мы пройдем сертификацию «1С совместимо» в компании 1С (ориентировочно это будет летом 2016 года). Однако и до тех пор мы можем нормально готовиться вместе со страховщиками к работе по новому плану счетов соответствии с планами.
На всех наших проектах мы обеспечили высокую стандартизацию работ и специализацию сотрудников. За счет этого мы повысили интенсивность внедрений, и специалисты, завершив определенные фазы работ на одном проекте, переходят на другой проект. Такой подход позволяет нам решать проблему нехватки ресурсов не только экстенсивным путем, но и за счет роста производительности труда.
Мы в компании поставили задачу ежегодно выводить на рынок новое предложение. В 2013 году мы выходили на рынок внутреннего аудита, в 2014 году запустили актуарный консалтинг, и теперь в 2015 году – 1С-решение. В 2016-2017 году мы намерены продолжать сотрудничество со страховыми организациями и другими участниками финансового рынка. Наши планы будут ориентированы на повышение качества наших услуг и активно работать в области перехода на новый план счетов. Качество услуг и профессионализм – то чего ожидают от нас наши клиенты, а мы постараемся их не разочаровать.
Что, по Вашим оценкам, принесет страховщикам 2016 год? И чего бы хотелось пожелать, в связи с этим, страховщикам?
2016 год будет високосным – выводы из этого напрашиваются сами. А пожелать остается терпения, финансовой зрелости и осторожности. Сейчас время избегать необдуманных решений, повышать качество активов и внутреннюю эффективность. Уверен, что такого рода работа повысит капитализацию страхового рынка и щедро окупит терпение и старания собственников страховых компаний.