Какие тренды формируются сейчас на международном рынке страхования авиационных рисков? Повлияли ли крупные катастрофы последнего времени на ценовую политику страховщиков? Что меняется в андеррайтинге? Затронули ли рынок авиастрахования процессы слияний и поглощений на страховом рынке? На эти и другие вопросы портала «Страхование сегодня» отвечает Председатель совета директоров ООО СБ «АКСИОМ ИнРе» Ярослав Дильдяев.
Ярослав Григорьевич, Как себя чувствует сейчас глобальный рынок авиастрахования? Как на нем отразились катастрофы 2017 года?
Рынок переживает изменения. Его цикличность всегда проявлялась в колебаниях сбора премии; после 2001-2002 годов, когда был пиковый рост показателей, преобладал продолжительный нисходящий тренд, сейчас же меняется фаза цикла: в прошлом 2017 году ценообразование стало выравниваться, а результаты возобновлений 2018 года свидетельствуют, что динамика изменения ставок не только стабилизировалась, но и обозначилась тенденция их роста.
Наметившееся изменение тренда обусловлено несколькими факторами. Во-первых, страхование авиационных рисков воздушных перевозчиков было убыточным в течение предшествующих 5 лет: выплаты, в которых существенную часть составляли последствия регулярных, незначительных по своим последствиям, страховых случаев, превышали сборы.
Во-вторых, существенное влияние на рыночные настроения оказали стихийные бедствия 2017 года, совокупный размер требований по которым достиг 100 миллиардов долларов. Поскольку иностранные страховщики, за редким исключением монолайнеров, участвуют практически во всех видах страхования и (или) перестрахования, то и последствия указанных событий коснулись практически каждого из них: обязательства некоторых существенно превысили годовой сбор; ряд страховщиков заявил о снижении прибыли впервые с 2008 года; ведущие перестраховщики, например, Munich Re и Swiss Re, обозначили планы по изменению ценовой политики на 2018 год (на практике это выразилось в ужесточении условий и сжатию доступной ёмкости).
Какие ещё факторы оказывают влияние на стоимость страхования?
В связи с изменением денежно-кредитной политики ФРС США и иных центральных банков увеличилась стоимость капитала, что повлекло за собой естественное ужесточение требований инвесторов при предоставлении страховщикам средств. Происходит и внутреннее перераспределение ёмкостей у страховщиков в связи с прогнозируемым ростом ставок по другим видам страхования. В настоящее время страховщиков больше интересует прибыль, нежели доля рынка или объем премии.
Больше или меньше крупных убытков происходило в 2018 году по сравнению с прошлым годом и со средними показателями за последние годы?
В прошлом году были аварии, повлёкшие гибель воздушных судов; к счастью, они обошлись без жертв среди пассажиров (была катастрофа в Бишкеке, где погибло 39 человек, преимущественно жителей населённого пункта неподалёку от аэродрома). А в этом году – авиационные катастрофы, повлёкшие смерть или повреждение здоровья пассажиров: в 6 случаях погибли 302 человека. Выплаты за погибших пассажиров достигают внушительных размеров, поскольку, в целом, пассажир защищён лучше, чем третье лицо: международные конвенции и местное законодательство устанавливают автоматическую выплату, предписывают размер возмещения и пр.
В 2017 году выросла убыточность по договорам страхования ответственности аэропортов; 2018 год преподнёс несколько пренеприятнейших «сюрпризов» в сегменте страхования ответственности изготовителей авиационной техники – ряд случаев приостановки эксплуатации воздушных судов (вследствие массового отзыва нового поколения авиационных двигателей). Также в настоящем году было несколько крупных событий по договорам страхования авиации общего назначения; по договорам страхования рисков воздушных перевозчиков наступил ряд случаев дорогостоящей «регулярки». В целом, частота и тяжесть последствий страховых случаев в текущем году превышает показатели 2017, при этом состояние безопасности полётов поддерживается на высоком уровне.
Каким видится многолетний тренд стоимости авиационного страхования? Ожидаются ли существенные колебания сборов страховых премий в глобальном масштабе?
Ценовой тренд разворачивается в восходящем направлении. Сколько бы мы не говорили про кризис, объем перевозок растёт, самолётов строят много, стоят они дороже. Поэтому, даже в условиях, когда прекратилось падение тарифных ставок и стабилизировалась их динамика, рост перевозок и стоимости воздушного флота должны привести к увеличению сборов.
Наблюдается ли сегодня дефицит страховой ёмкости международного рынка или же её избыток? Как это влияет на тарифы и ставки премии?
В предыдущие годы общая ёмкость рынка страхования рисков воздушных перевозчиков превышала 200%, фигурально выражаясь, один и тот же договор можно было разместить дважды. При этом избыточное предложение и фактор «счастливого случая» являлись основными драйверами цены страхования. В настоящее время рыночная ситуация меняется, страховщики сосредоточились на качестве риска и прибыльности договоров.
Да, общий («абстрактный») размер предлагаемой ёмкости все ещё составляет 197%, но при этом она чётко делится на рабочие уровни. На рынке сложилось условное деление страхователей на 3 группы («проблемные», «обычные» и «передовики»); при этом доступная «проблемным» перевозчикам ёмкость сжимается, она характеризуется дороговизной и ограниченностью предложения (с высокой селективностью и наличием отлагательных условий), для «нормальных» – характеризуется штилевой динамикой цены или её небольшим ростом, «передовики» всё ещё могут достичь некоторого улучшения условий. Доля конкурентного предложения постепенно уменьшается, в том числе и в связи с выходом нескольких страховщиков из данного вида страхования, а также серией сделок купли-продажи, слияния или поглощения.
Что происходит сейчас в сегменте страхования от военных и сопутствующих рисков? Можно ли его назвать прибыльным и привлекательным для страховщиков?
Рынок страхования воздушных судов от военных и сопутствующих рисков был убыточен в течение последних 5 лет: страховщики не только не восстановили рекордные убытки 2014 – 2015 годов, но и сработали практически в ноль в 2017 году, а в 2018 наступили новые страховые случаи! Так что страхователям можно забыть о скидках, никаких послаблений не будет, напротив, планируется дальнейшей ужесточение условий и рост цены страхования. Насколько привлекательным он сможет быть зависит от того, насколько серьёзно страховщики смогут поднять тарифы. Если будет заметный рост, сюда, хотя бы на время, придёт «спекулятивная» ёмкость.
Насколько активны сейчас слияния и поглощения, много ли сделок M&A в сфере авиационного страхования?
В последние три года наблюдается активная консолидация международного страхового рынка, череда сделок купли-продажи (слияния и поглощения) крупных страховщиков: общество ACE Limited приобрело Chubb Corporation (2015); общество XL Group plc приобрело Catlin Group Limited (2015); общество Mitsui Sumitomo Insurance Co. Ltd. приобрело Amlin plc (2016); общество Axis Capital Holdings Limited приобрело Aviabel (2016) и Novae Group (2017); общество EXOR S.p.A. приобрело PartnerRe Ltd. (2016); общество Liberty Mutual Insurance приобрело Ironshore Inc. (2017); общество Sompo Holdings приобрело Endurance Specialty (2017); общество Talanx AG создало HDI Global Specialty SE – совместного предприятия Hannover Rück SE и HDI Global SE (2018); общество Tokio Marine Holdings, Inc. приобрело HCC Holdings, Inc. (2018); общество AIG, Inc. приобрело Validus Holdings Ltd. (2018); общество AXA SA приобрело XL Group Ltd (XL Catlin) (2018).
Какими для Вашей компании будут последствия сделки Marsh и JLT – с учетом Вашего плотного сотрудничества с JLT?
Напрямую на нас это никак не влияет, потому что мы не связаны отношениями собственности ни с теми, ни с другими. Что касается косвенного воздействия, то надо дождаться результатов этой сделки.
Каковы Ваши прогнозы развития рынка на ближайшую и более отдалённую перспективу?
В преддверии периода возобновлений договоров на новый год страховщики укрепляют решимость отстаивать свои ценовые позиции. Нас ждёт сезон сложных переговоров об условиях возобновления.
Важным трендом будет дальнейшее сжатие доступной (приемлемой) ёмкости вследствие дальнейшего вывода средств инвесторами и консолидации рынка. Это окажет существенное влияние на динамику цен и объем условий.
Трехуровневая группировка для клиентов сохранится. Страховщики будут все больше вести оценку рисков на индивидуальной основе, соблюдать ценовую дисциплину и селективность.
Страховщики уменьшают участие в убыточных договорах, а также договорах с несбалансированной ценой. И в дальнейшем очень важной тенденцией будет фокусировка андеррайтинга на качестве, прибыльности и профилактике убыточности.
В целом страховщики сохраняют решительный настрой на увеличение сбора премии.