Страхование грузоперевозок - новые условия, новые направления, новые подходы Медведев Александр Григорьевич Исполнительный директор СК ООО «Сбербанк страхование»
|
Новая мировая геополитическая ситуация оказала серьезное влияние на управление рисками и страхование в сфере международных грузоперевозок. Санкции нарушили или разрушили старые логистические цепочки, а необходимость построения новых стала для перевозчиков и страховщиков серьезным вызовом. О том, как управлять риском в сфере грузоперевозок, страховать грузы и защищать логистические цепочки в новых условиях порталу «Страхование сегодня» рассказывает исполнительный директор СберСтрахования Александр Медведев.
Александр Григорьевич, как, на Ваш взгляд, изменились международные грузопотоки из-за санкций? Как это повлияло на систему страхования грузоперевозок?
Тот процесс, который происходит сегодня, я бы назвал не просто изменением в логистических цепочках, а глобальной трансформацией всей мировой системы грузовых перевозок. И говорить в связи с этим надо не про страхование, как таковое, отдельно взятое, а в целом про риски, которым подвержена индустрия грузоперевозок и от которых, в том числе, защищает страхование. Следует говорить об оценке и минимизации логистических рисков в новых условиях, как это видится с точки зрения страховщика, и о том, что нужно организовать, чтобы эти риски минимизировать на стадии создания новых проектов и направлений.
Если, например, посмотреть на динамику грузоперевозок в рамках группы стран БРИКС – Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР, то между ними в последние годы наблюдается четко выраженный тренд на стабильный рост товарооборота и, соответственно, объема перевозок. Исключение составил 2020 год, когда был спад из-за пандемии COVID-19, но этот год не показательный. Уже следующий, рекордный за последние 5 лет наблюдений, 2021 год продемонстрировал, что долговременная тенденция к росту сохраняется. Безусловно, и 2022, и 2023 год станут в этом плане знаковыми – мы ждем от них кратного роста. Текущий и наступающий годы, в связи с геополитическими изменениями и прокладкой новых логистических маршрутов, будут определяющими во взаимодействии стран БРИКС.
Однако, говоря про грузоперевозки и товарооборот, необходимо понимать, каким транспортом и по каким маршрутам эти перевозки осуществляются, потому что они неравнозначны с точки зрения рисков. До недавнего времени в Евразии действовали две основные транспортные линии. Первая – классическая линия, которая эффективно функционировала до начала 2022 года, – это маршрут «Запад – Восток». В первую очередь, он связан с перевозкой товаров из Китая и других восточных стран в Россию и Европу. Этот маршрут существовал давно, и с точки зрения рисков перевозок он наиболее понятен и прозрачен.
Перспективным, активно развивающимся сейчас является новый маршрут «Север – Юг», который дополняется так называемым «северным ходом». Это маршрут, позволяющий товарам, в том числе из Индии и Ирана, достигать северных портов России и, впоследствии, европейских стран. Этот маршрут развивается все больше, мы видим это по истории запросов на страхование грузов от наших клиентов. Однако есть и новое направление, которое должно получить развитие в будущем. Сейчас активно обсуждается концепция контейнерной линии БРИКС, которая соединит и текущие страны БРИКС, и страны, которые уже подали заявки на вступление в объединение, такие как Аргентина и Иран. В данном случае оценка рисков для организации страхования требует глубокого изучения.
Могут ли страховщики как-то принять участие в оценке и минимизации логистических рисков этого проекта, дать свои профессиональные рекомендации?
Да, безусловно, они могут и должны провести такую работу. С точки зрения оценки рисков, мы уже сделали следующее: наложили все указанные транспортные маршруты на карту рисков, которая используется при страховании международных грузоперевозок, каско судов и прочего.
Есть регионы с большей степенью подверженности природным катаклизмам, и, если сравнить действующие маршруты («Запад – Восток» и «Север – Юг») с перспективной контейнерной линией БРИКС, получится, что фактически это будет переход от менее рисковых регионов к более рисковым. Это не означает призыв что-то менять в этом проекте, развитие в любом случае должно продолжаться. Однако необходимость нивелировать риски неизбежно найдет свое отражение и в стоимости, и в протяженности этих маршрутов, и в потребности в страховании.
О каких рисках идет речь – природные, техногенные или человеческий фактор?
Разумеется, говоря о рисках, мы не имеем в виду исключительно природные катастрофы. В оценке риска учитывается множество параметров, включая такие важные понятия, как количество перевалок груза, различные виды транспорта, которые используются при перевозке и прочее. Классический поток «Запад – Восток» характеризуется тем, что здесь используется, в первую очередь, железнодорожный и автомобильный транспорт с минимумом перевалок. «Север – Юг» ориентирован уже на мультимодальные перевозки, в том числе с применением контейнерных перевозок морским транспортом, есть дополнительные перевалки, а это дополнительные риски потери груза плюс увеличение длительности перевозки. При этом перевозимая сельскохозяйственная продукция более подвержена таким рискам.
Если же посмотреть на маршрут контейнерной линии БРИКС, с учетом важной роли в ней морского транспорта, то мы должны учитывать действие максимального количества рисков, включая природные катастрофы и другие риски. Важно помнить, что морской транспорт в целом характеризуется более катастрофическими сценариями в потере груза при наступлении страхового события, чем другие виды транспорта. Безусловно, эти аспекты отразятся в оценке рисков и стоимости страхования. Кроме того, отдельной проблемой станет размещение подобных рисков в перестрахование.
Как опыт Вашей компании в области риск-менеджмента и страхования в сфере грузоперевозок может быть использован в данном контексте?
Наша компания имеет серьезный опыт по различным видам корпоративного страхования, в том числе страхованию грузов. Важно, что мы не ограничиваемся, собственно, заключением договора, а смотрим на задачу шире – даем консультации по вопросам снижения степени риска в каждом конкретном случае.
Каким Вам видится будущее рынка страхования грузов в нашей новой реальности? И что бы Вы рекомендовали в части управления риском для того, чтобы новая система была оптимальной?
При дальнейшей работе по действующим и новым маршрутам грузоперевозок и развитии экономического потенциала стран БРИКС необходимо учитывать рисковую составляющую. Это намного шире, чем страхование, это вопрос экономической целесообразности. Страховые и перестраховочные компании должны здесь объединяться для того, чтобы в любых условиях защитить интересы участников международных экономических отношений. Но их роль не сводится только к принятию на страхование уже сложившихся объектов и рисков. Мы готовы работать на опережение и помогать нашим партнерам оценивать все эти риски при разработке и реализации своих проектов.
Очевидно, что предстоит очень много работы. Практически все, кто выходит сейчас на это направление, сталкиваются с недостаточным развитием страхования в новых странах-партнерах. Некоторые действующие логистические контракты перестали покрываться страхованием из-за смены участников и партнеров, проблем с платежами, с международным перестрахованием. Но мы считаем, что Россия и ее партнеры по БРИКС способны оптимально организовать управление рисками и страхование по данному направлению.