Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Интервью

  Полный список интервью

  Перестрахование, Рейтинги
Шкала ценностей
Фидельман Григорий Носонович
Председатель правления ОАО «Московское перестраховочное общество»
страхование сегодняРоссийский перестраховочный рынок уже вышел на уровень, когда возникает потребность в институте независимых рейтинговых оценок. Однако следующей ступени, на которой настоящие рыночные ценности признаются большинством игроков, он еще не достиг. Искажения в шкале ценностей «по наследству» переходят к экспертам, стремящимся в полной мере соответствовать российским реалиям. Это может привести к краху самой идеи рейтингов, призванной стимулировать здоровое развитие компаний, считает председатель правления "Московского перестраховочного общества" Григорий Фидельман.

страхование сегодняГригорий Носонович, начнем с того, что на российском страховом рынке работает лишь одно рейтинговое агентство, оценивающее надежность компаний, - "Эксперт РА". Не свидетельствует ли это о том, что серьезный разговор о рейтингах вообще преждевременен?

Не свидетельствует. Вопрос о рейтингах для сегодняшнего рынка - в условиях недоверия клиентов к страховщикам - стоит очень остро. Рынок нуждается в независимом и беспристрастном взгляде на него. И "Эксперт РА" - единственное агентство, которому удалось продвинуться в этом деле столь далеко. Эта компания продемонстрировала серьезный подход к проблеме. Она предложила относительно здравую концепцию присвоения рейтингов.

Но быть первопроходцем и действовать без ошибок трудно. Особенно на таком специфичном рынке, как российское перестрахование.  И это - не вина рейтингового агентства, а, скорее, беда рынка.

 

страхование сегодняВ чем главный перекос?

В том, что в России перестраховщик воспринимается фактически как перестраховочный брокер, передающий почти весь принимаемый от страховщика риск в ретроцессию (говорю "фактически", потому что малую часть риска российские перестраховщики все-таки оставляют на собственном удержании). Но ведь главная функция перестраховщика совсем иная. Он должен принять часть избыточного для страховщика риска на себя. Страховая защита - это страхование плюс перестрахование. Ретроцессия в этой формуле возможный, но совсем не обязательный, и даже нежелательный элемент.

Объективные причины иного восприятия роли перестраховщиков понятны - незрелость российского перестраховочного рынка, низкая капитализация компаний, госрегулирование, не способствующее развитию перестрахования. Беда же в том, что это искажение стало слишком привычным. Настолько, что перекочевало в шкалу ценностей, когда ретроцессию считают фактором, увеличивающим надежность перестраховщика.

 

страхование сегодняВы с этим не согласны?

Нет. Ретроцессия в российском исполнении - т.е. передача почти всего риска западным компаниям - ведет не к увеличению, а к снижению надежности. Российский перестраховщик в этом случае теряет возможность самостоятельно принимать решение о выплате или отказе в выплате возмещения. Это не только противоречит сути перестрахования, но и порождает дополнительные риски, обусловленные разностью юрисдикций, в которых действуют российская и западная компании. Ведь страховой случай, признанный российским судом, может быть не признан таковым на Западе. И тогда львиная доля убытка российского страховщика останется не возмещенной. Таким образом, здесь появляются так называемые фатальные риски. Поэтому надежность перестраховщика, передавшего большой риск в ретроцессию, именно снижается - а вот у нас рейтинговая оценка при таких условиях, как ни странно, растет.

Но рано или поздно российский перестраховщик с наивысшим рейтингом по описанным выше причинам не сможет выполнить обязательства перед своим клиентом-страховщиком. И ведь тогда это неизбежно приведет к дискредитации самой идеи рейтингов, весьма полезной для здорового развития рынка. Когда это случится - всего лишь вопрос времени.

Здесь нельзя не упомянуть и о том, что одним из  критериев профессионализма андеррайтеров почему-то считается покупка покрытия на Западе. Но между покупкой такого покрытия и уровнем профессионализма нет причинно-следственной связи. Попытка декларировать эту связь обусловлена, как мы считаем, все тем же образом "перестраховщика-брокера".

Еще более интересно, что при рейтинговании «перестраховщиков-брокеров» вообще не учитывается маржа платежеспособности. Между тем, предельные нормативы по марже платежеспособности установлены Минфином. За их невыполнение компания - даже с высшим рейтингом - может получить предписание, а затем - лишиться лицензии. В чем тогда смысл рейтингования?

 

страхование сегодняЭто были основные недостатки методики, а каковы другие?

Перейдем к факторам, которые, с точки зрения экспертов, также снижают надежность перестраховщика. К ним, в частности, и это нас удивило, пожалуй, более всего, относится превалирование в портфеле компании договоров облигаторного перестрахования. Аргументация экспертов такова: при факультативном перестраховании андеррайтер имеет возможность оценивать каждый риск, а при облигаторном - нет.

Конечно, это не лишено здравого смысла. Но, во-первых, заключению перестраховщиком облигаторного договора предшествует долгая и кропотливая работа со страховщиком в сфере факультативного перестрахования, существенно уменьшающая последующие риски.

Во-вторых, еще не ясно, что дает более точное представление о рисках, - данные по конкретным договорам или по их совокупности, отраженной в общей статистике конкретного страховщика.

В-третьих, не надо забывать об экономических факторах. Облигаторы гораздо дешевле в обслуживании, что благотворно сказывается на экономическом результате по портфелю в целом. А экономический результат , по нашему мнению, это основной показатель надежности компании.

В-четвертых, следует учитывать то, что облигаторы - более прогрессивная форма перестрахования. Именно поэтому она получила в мире наибольшее распространение (80% мировой перестраховочной премии).

Факультативы можно сравнить с ручной работой, облигаторы - с механизированной. Копать лопатой, безусловно, можно. Наверное, это даже менее рискованно, чем работать экскаватором. Но вот только работники с лопатами сегодня вряд ли конкурентоспособны. Весьма вероятно, что им придется покинуть рынок. Вот это на самом деле большой риск, который надо учитывать при рейтинговой оценке.
Здесь же уместно сказать и том, что в качестве отрицательного фактора принимается во внимание наличие так называемых убыточных региональных портфелей. Но ведь миссия страховщика и перестраховщика как раз в том и состоит, чтобы управлять рисками за счет их разделения. У одного страхователя произошло страховое событие, то есть он имеет убыток, а другого такого события нет, но страховую премию он заплатил. Нечто похожее происходит и в портфеле компании – одни регионы на конкретном интервале времени могут быть убыточными, а другие – профитными и это как раз нормально, главное, чтобы весь портфель был устойчивым и рентабельным.

 

страхование сегодняГоворят, что к факторам риска также относится большая доля автотранспортных договоров в общем портфеле...

И это, по нашему мнению, не совсем корректно. Когда речь идет об автотранспортном портфеле, то надо учитывать не только его долю, но и абсолютный размер. Множество небольших однородных рисков плюс хорошая статистика - это преимущество, а не недостаток. Такой портфель становится репрезентативным, с статистической точки зрения, и легко поддается прогнозированию а, следовательно, им можно целенаправленно управлять. Конечно, и тарифы должны быть продуманными, а сам автотранспортный портфель - хорошо диверсифицирован по географическим зонам, по видам страхования, по количеству и соотношению рисков.

 

страхование сегодняПоявление в постсоветском пространстве института рейтинговой оценки породило и проблемы иного рода. В Казахстане, например, страховщикам разрешают перестраховывать риски только в тех российских компаниях, которые имеют определенный рейтинг известного агентства. На Украине ряд представителей власти сейчас пытаются поставить в зависимость от рейтинга налогообложение операций перестрахования...

Это, конечно, неправильная практика. Государство не вправе предоставлять льготы одним участникам рынка в зависимости от мнения других игроков этого или соседнего рынка. Этого не должно быть в принципе, поскольку тем самым насаждается неравноправие, создается благодатная почва для  коррупции. Если подобные попытки в сфере рейтингов завершатся успехом, то в самом скором времени сам институт независимой рейтинговой оценки просто прекратит существование.

Впрочем, я не хотел бы сгущать краски. Не все так плохо. Первые - самые трудные - шаги уже сделаны. Теперь пришло время задуматься: а не подкорректировать ли методики так, чтобы они более точно отражали специфику перестрахования по сравнению с прямым страхованием и брокерством?


1 июля 2003 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, Рейтинги
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 9.00 (голосовало: 1 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: